Что такое легальные трудовые мигранты

Опубликовано: 06.07.2024

На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то и само пребывание, и занятия граждан другого государства на территории Российской Федерации оформляются так, как того требуют установленные правила, закрепленные в соответствующих документах.

Вы – иностранец, который планирует официально трудоустроиться в неродной для себя стране? Вы – работодатель, планирующий трудоустроить жителя другой страны? Ознакомьтесь с этой информацией.

Вправе ли работодатель требовать нотариально заверенный перевод паспорта при трудоустройстве иностранного гражданина?

Необходимость рамок закона

По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

  • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
  • всю систему учета мигрантов;
  • процесс оформления их трудоустройства.

Вопрос: Может ли иностранный гражданин трудоустроиться в воинскую часть или организацию Министерства обороны Российской Федерации?
Посмотреть ответ

Статус иностранца, устраивающегося на работу

Граждане других стран могут находиться на территории РФ в разном качестве. Возможность и особенности их трудоустройства зависит от двух важных моментов:

  • с визой или без нее они въехали в страну;
  • пребывает или проживает ли иностранец на территории РФ, временно или постоянно.

Рассмотрим особенности каждой группы.

Была ли нужна виза?

Вышеупомянутый Федеральный закон делит въехавших в Россию иностранцев относительно режима их прибытия на 3 подгруппы.

  1. Иностранцы, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, к ним дополнительно причисляют белорусских граждан.
  2. Те, кому для въезда понадобилось оформлять визу (все жители стран, не входящих в СНГ, плюс грузины и туркмены).
  3. Жители государств, с которыми у России действует безвизовый режим (большинство стран СНГ).

Вопрос: Имеются ли риски в случае трудоустройства иностранца с патентом без документов, подтверждающих работу у прежнего работодателя (трудовая книжка, трудовой договор утеряны)?
Посмотреть ответ

Пребывание или проживание

Каждый иностранец в нашей стране является обладателем одного из трех статусов:

  • постоянно проживающий – имеющий вид на жительство (ВНЖ) в РФ (или приравненный к ним гражданин Белоруссии);
  • временно проживающий – иностранный гражданин, получивший разрешение на проживание в течение определенного срока;
  • временно пребывающий – оказавшийся в стране на основании визы или миграционной карты.

Каждый статус имеет сои нюансы касательно трудоустройства

У иностранца есть вид на жительство

Это самый простой вариант как для самого потенциального сотрудника, так и для работодателя. Закон не предусматривает никаких ограничений в трудоустройстве по сравнению с российским подданным. У работодателя есть 2 обязанности, которыми он не имеет права пренебречь касательно сотрудника-иноземца с ВНЖ:

  • регулярно уточнять сроки действия его документа, подтверждающего право на жительство;
  • сообщить в региональное отделение МВД России о том, что договором зафиксированы трудовые отношения с гражданином другого государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информирование МВД обязательно при трудоустройстве мигрантов, имеющих любой статус, без исключений (п.8 ст.13 ФЗ о правовом статусе иностранных граждан). Ранее эти сведения требовалось передавать в ФМС РФ, упраздненную в апреле 2016 г.

Разрешено временно проживать

Если у гражданина другой страны есть разрешение на временное проживание в России, по статусу он не слишком отличается от имеющего ВНЖ. Разница лишь в том, что это разрешение придется ежегодно подтверждать в службе миграции. Процедура трудоустройства аналогична претендентам с ВНЖ.

Собственно иностранные работники

Таковыми Закон о правовом положении иностранцев в п. 1 ст. 2 признает лиц, имеющих статус временно пребывающих в РФ. Их легальное оформление в качестве сотрудников будет отличаться по тому, находится ли страна, откуда они явились, в визовых отношениях с Россией.

Работать намерен визовый мигрант

Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

  1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
  2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
  3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
  4. Подача в МВД (ранее – в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
  5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
  6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
  • заявление;
  • фото будущего сотрудника;
  • копия его загранпаспорта.

На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

  1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
  2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

Планируем сотрудничество с безвизовым мигрантом

Тут все немного проще для работодателя: разрешительные документы, оформляемые в МВД, для этой категории не требуется. Для таких претендентов на работу есть нюанс, о котором, в отличие от въезжающих по визе, должен позаботиться сам будущий трудящийся из другой страны или его доверенное лицо: получить патент, дающий право работать в РФ.

«Предпатентный» пакет документов:

  • заключение медицинской комиссии;
  • результаты тестов по языку, истории и российскому законодательству;
  • годичный полис медицинской страховки;
  • квитанцию об уплате патентного налога за 1 месяц (сумма зависит от региона трудоустройства);
  • загранпаспорт с нотариально заверенным переводом;
  • документ о дактилоскопии;
  • фото;
  • заявление.

ВНИМАНИЕ! Патент необходим только временно пребывающим безвизовым иностранным гражданам. Лицам, имеющим статус временно или постоянно проживающего, оформлять его не нужно.

Патент и сроки

Полученный на руки патент может быть действителен в течение от 30 суток до года. Если до этого времени не был заключен трудовой договор, действие патента останавливается. При необходимости действие патента можно продлевать на срок, начиная от месяца. Продлить документ можно не менее, чем за декаду до истечения его действия.

«Патентованный» сотрудник имеет право трудиться на одного работодателя не дольше, чем 2 года подряд, затем ему понадобится обновить въезд в страну (выехать и вернуться), и, естественно, заново оформить патент.

Просрочка оплаты ежемесячных авансовых платежей за патент ведет к его аннулированию и утрате права работы.

Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

Штрафы за нелегальное трудоустройство иностранцев

Труд нелегальных мигрантов сурово преследуется законом. Чрезмерно «экономному» или не желающему обременять себя официальным оформлением предпринимателю не избежать административной ответственности в виде солидных штрафов за:

  • неполный пакет документов;
  • истекший срок действия документов;
  • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
  • не оформленный трудовой договор;
  • отступление от процедуры трудоустройства;
  • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
  • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

Физическое лицо вынуждено будет заплатить от 5 до 7 тыс. руб. за процедурные нарушения и 35-70 тыс. руб. за нелегальное трудоустройство иностранцев. Организация уплатит от 400 тыс. до 1 млн. руб., также может быть приостановлена ее деятельность на период от 2 недель до 3 месяцев.

Сам работник-иностранец тоже подвергнется денежной санкции в размере от 2 до 5 тыс. руб.


В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Трудовая миграция

Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2020 года из-за короновируса

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

национальный состав населения РФ

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.


На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.


Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан; ;
  • Таджикистан.


По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2021 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;


  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2021 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Работодатели активно отстаивают свое право нанимать низкооплачиваемую рабочую силу из южных республик бывшего СССР. Сейчас они близки к победе: ограничения на количество мигрантов могут быть отменены. Редакция портала Rabota.ru обобщила аргументы бизнеса в пользу привлечения мигрантов и подвергает их критическому обзору.

25 февраля на портале regulation.gov.ru появился проект закона, позволяющего работодателям привлекать на работу мигрантов (тех, которые прибывают в РФ в порядке, не требующем получения визы) на основании патента, а не разрешения на работу. В первоначальной редакции проект предусматривал, что количество патентов, которые могут быть выданы мигрантам на работу в данном регионе, ограничено квотами на количество мигрантов. Однако, по результатам заседания Правительственной комиссии по миграционной политике, решено, что «оформление патента будет осуществляться без учета квот». Таким образом, появившийся в 2007 году институт квот для ограничения количества гастарбайтеров будет упразднен.

Такое решение, должно быть, принималось с расчетом на развитие экономики (вряд ли наоборот). И, должно быть, с учетом мнения российского бизнес-лобби, в том числе в научных кругах. Которое несколько лет убеждает власть и общество, что без мигрантов всем (в том числе автору и читателю этих строк) станет плохо.

Только один пример: «Сейчас Россия конкурирует за мигрантов из стран Средней Азии с Казахстаном, но потребность в трудовых ресурсах в России будет несравнимо выше», — докладывают сотрудники Института демографии НИУ ВШЭ в рамках экспертной группы «Стратегии-2020». Эти же эксперты в презентации «Международная миграция в России — осознаваемая необходимость» утверждают, что для удвоения ВВП при темпах роста производительности труда в 4% к 2020 году России потребуется еще 20 млн мигрантов.

Обычные работодатели такими сложными понятиями не оперируют, но на авторитетные источники ссылаться любят. Какие доводы чаще всего приводят владельцы и менеджеры компаний в пользу неограниченного потока гастарбайтеров?

1. Сокращение трудоспособного населения РФ создает потребность в притоке рабочих рук

Численность экономически активного населения Российской Федерации (тыс. чел.)

Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России (тыс. чел.)

— с 1997 по 2012 годы численность экономически активного населения России увеличилась примерно на 11,1%; — с 1997 по 2011 годы численность (официально учтенных) трудовых мигрантов выросла в 7,14 раз или на 614%.

Иными словами, мигранты появились на рынке труда не в качестве компенсации отсутствия местных работников, а наряду с ними. Возможно, потребность в новых работниках — следствие появления новых рабочих мест в экономике? Смотрим другую таблицу.

Среднегодовая численность занятых по отраслям (тыс. чел.)

Всего в перечисленных отраслях

Вывод: мигранты не восполняют нехватку местного трудоспособного населения. Они занимают его места на и без того сжимающемся рынке труда.

2. Мигранты занимаются такой работой, за которую не берутся россияне

Средняя начисленная заработная плата по обследованным видам экономической деятельности (в октябре 2013 г., руб.)

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Тут же можно вспомнить и «эксперимент» в Кронштадте по замене дворников-гастарбайтеров местными жителями. Как известно, никакой катастрофы не произошло, а эксперимент признан успешным.

Вывод: в словах «Мигранты занимаются работой, за которую не хотят браться русские» мало правды.

3. Российские работники обходятся слишком дорого, многие компании просто закроются

Для начала: по данным Росстата, торговля и автосервис — отрасли, активно привлекающие мигрантов — в 2012 году оказались самыми высокоприбыльными. Неужели их прибыль так зависит от низкой оплаты труда?

Вывод: компании-представители розничной торговли и сферы питания вряд ли сильно обеднеют от отсутствия дешевой рабочей силы.

4. Повышение зарплат при сокращении миграции вызовет рост цен и безработицу

С утверждением, что рост зарплат приводит к инфляции, спорит в своих работах Степан Сулакшин, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии. В интервью порталу Rabota.ru эксперт отметил: «Опасение, что повышение оплаты труда вызовет ускорение инфляции, ничем не обоснованно. Эти же средства поступят в накопление населения, которое в свою очередь поступает на депозиты банков и помогает им наращивать депозитно-кредитную эмиссию, которая в том числе идет на инвестиционное кредитование, развитие основных фондов и увеличение количества товаров и услуг».

Еще одна цитата — из экономической монографии: «В России доля оплаты труда в структуре затрат на производство гораздо меньше, чем в индустриально развитых странах. Это является причиной низкой платежеспособности населения, затрудняющей развитие российской экономики» [Прангишвили И., Островский Ю. Увеличение платежеспособного спроса населения на товары отечественного производства путем использования внутренних платежных средств // Проблемы управления, 2003. № 3. С. 56].

Иными словами, рост зарплат приведет не к инфляции, а к росту покупательного спроса и доступности кредитов. В перспективе многим это даст возможность открыть свое дело и создать новые рабочие места. Впрочем, по этому вопросу между экономистами идут ожесточенные споры.

5. Мигранты более дисциплинированы, чем русские работники

Измерить отношение работодателей к мигрантам помогает исследование НИУ ВШЭ и «Левада-центра» [Варшавская Е. Иностранный работник на российском рынке труда (взгляд работодателя) // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика. Материалы чтений памяти Е.В.Тюрюкановой, 12 июля 2012 года. М., 2012. С. 20-27]. Работодателей попросили сравнить по ряду параметров мигрантов с местными сотрудниками. Выяснилось, что российские работники больше устраивают нанимателей с точки зрения базовых профессиональных знаний (разница между оценками «россияне-мигранты» — +7%) и умения обучаться новым навыкам (+3%). При этом мигранты затыкают россиян за пояс по таким параметрам как «Следование правилам трудовой дисциплины» (-26%), «Возможность работы сверхурочно и в режиме аврала» (-42%), «Возможность работы за меньшие деньги» (-39%).

Предпочитать «умение работать в режиме аврала» профессиональным качествам, наверное, может лишь тот работодатель, у которого аврал случается более-менее постоянно. То есть компания с низкой квалификацией менеджмента. Предпочитать сотрудников, «менее требовательных к условиям работы», наверное, может лишь тот, кто не в состоянии обеспечить условий приемлемых.

Вывод: жалобы на немотивированность и недисциплинированность русских — попытка слабых управленцев переложить проблему с больной головы на здоровую.

alt="Мигранты для того, чтобы сгребать снег, в России есть. Но они выбирают более выгодные места работы. Фото: Сергей Михеев/ РГ " />
Мигранты для того, чтобы сгребать снег, в России есть. Но они выбирают более выгодные места работы. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Вадим Коженов: Я не могу сказать, что пандемия значительно изменила количество мигрантов. В последние годы в России в среднем трудились от 8 до 10 млн мигрантов. Точной статистики никогда не было. Сведения берутся исходя из количества постановок на миграционный учет, а там они части дублируются: если человек за год въезжал два или три раза, то по цифрам получается, что приехали три мигранта.

В 2018 году столичная служба миграции вручную провела ревизию, выяснилось, что 3,1 млн постановок на миграционный учет соответствуют 1,1 млн людей. Поэтому если мы видим в статистике цифру 18 млн, то можем смело делить ее на три. Получаем 6 млн человек. Еще 2-3 млн иностранных работников - нелегалы. Они не оформляют документы и не платят налоги, в статистику они не попадают. То есть примерно 8 млн человек иностранной рабочей силы в России есть. К ним надо прибавить и другую категорию - около 5 млн мигрантов натурализовались в России, получили паспорта, но от 20 до 40% из них еще не успели адаптироваться. С точки зрения властей они россияне, а с точки зрения экономики - те же мигранты, пусть и с российским гражданством. Вот этот "основной костяк" никуда не делся.

Тогда почему все говорят о дефиците мигрантов?

Вадим Коженов: Проблема возникла, когда весной закрыли границы. В Россию летом обычно приезжают дополнительно до 1 млн мигрантов на сезонные работы. В этом году из-за пандемии они попасть к нам не смогли. И одновременно летом власти стран исхода стали согласовывать вывозные рейсы, появилась возможность уехать. Сейчас в Среднюю Азию в неделю улетает 20-30 самолетов - то есть 4-6 тысяч человек. По информации посольств, с начала весны по конец ноября улетели уже 350 тысяч человек. И прибавьте порядка до 1 млн мигрантов не прилетели весной. Вот и возник дефицит.

А те, кто остался, продолжают работать?

Вадим Коженов: Все мигранты при деле. Мы провели большую разъяснительную работу, объясняя: "Если вы уедете домой, быстро вернуться не сможете". Кто-то поверил сразу, до других дошло чуть позже. И сейчас к нам приходят мигранты с просьбами: "Брат уехал домой, теперь вернуться не может, помогите!" А я-то чем им помогу?

Таганский муниципалитет объявлял об организации чартера в Бишкек для завоза мигрантов-дворников. Это единичный случай?

Вадим Коженов: Я о таких не слышал. В принципе у органов исполнительной власти есть возможность обратиться в ФСБ и попросить разрешение на пересечение границы группой людей. Указать пункт пропуска, приложить список..

Если есть дефицит на рынке труда, то должен быть и рост зарплат. На сколько увеличились доходы мигрантов за время пандемии?

Вадим Коженов: Мы сейчас совместно с МГУ проводим большое исследование, в том числе и о доходах мигрантов. Результаты будут к февралю. На данный момент, как я понимаю, речь идет примерно о 30% роста доходов. Есть одна особенность: если коммерческой организации нужны люди, то она легко принимает решение поднять уровень зарплат. А муниципалитету, чтобы увеличить зарплату дворникам, надо пройти сорок кругов согласований, и все это время люди от них уходят, мигранты ведь приехали деньги зарабатывать.

Вы говорите в основном о трудовых мигрантах из Средней Азии. А что с Беларусью и Украиной?

Вадим Коженов: Несколько лет назад подсчитали, что в России находится примерно по 10% населения всех стран СНГ с учетом тех, кто уже получил гражданство. Я думаю, и братьев-славян тоже много, но они не так заметны даже нам.

Если на рынке труда дефицит мигрантов, значит, есть возможность занять их места россиянам. В каких отраслях наши потеснили иностранцев?

Вадим Коженов: Наши граждане за очень многие виды работ браться просто не хотят. Под Ростовом-на-Дону построили современный мусороперерабатывающий завод. Там высокие технологии, конвейеры, автоматика - лопатой ворочать не надо. Плюс бесплатное общежитие и зарплата до 50 тысяч рублей. На завод требуется 500 человек - не могут найти! Другой пример: под Нижним Новгородом есть цех по сборке электроники. Также предоставляется бесплатное общежитие и все условия. Зарплата - 32 тысячи рублей в месяц. Им необходимо 400 работников, но их нет. Местные туда не идут - хотя и работа нормальная, и зарплата для региона приличная. Сейчас постоянно приходят бизнесмены и просят помочь с поиском работников, но границы закрыты, а все, кто находится здесь, уже пристроены.

Сколько зарабатывает Россия на трудовых патентах? И что происходит с этими доходами государства?

Вадим Коженов: До пандемии мигранты платили в бюджеты регионов 60 млрд рублей в год. Причем делали это вполне охотно. Когда устанавливали размер сбора за трудовой патент, исходили из того, что меньше 30 тысяч рублей в месяц мигрант зарабатывать не может. И ставка налога у него не может быть ниже 13%, которые платят местные. Потом индексации, пересчеты - и получились нынешние 5350 рублей в Москве, 4200 в Калужской области или 9788 в Якутии.

По этому году финансовых итогов еще нет, но, например, Москва заявляла о сокращении сборов на 40%. В прошлом году от мигрантов в бюджет столицы получил около 17 млрд рублей.

Кстати, на фоне указов об автоматическом продлении документов на время пандемии возникали и другие проблемы: например, когда указ президента, устанавливающий более щадящий порядок нахождения мигрантов на территории РФ, продлевался на пару дней позже, чем истекал срок действия предыдущего продления, полиция сотнями доставляла в суды иностранцев, им выносили решения о выдворении. Потом указ продлевался и все отменяли. Какая еще штука в этом году получилась: мигранты могут продолжать жить со старыми документами, а их работодатели послаблений лишены и в случае проверки их ждет наказание. Кто-то заставил своих работников оформить документы как положено, кто-то понадеялся проскочить, а кто-то просто закрылся и не работает.

Какие новшества ждут мигрантов в 2021 году?

Вадим Коженов: Готовятся очень серьезные изменения в закон о миграции. На данный момент идет работа над проектом, окончательной версии еще нет, но уже понятно, что будет вводиться единая ID-карта с чипом, в которой будет "зашита" вся информация об иностранном гражданине, его статусе, оплате налогов, сдаче медицинских анализов и всем прочем. Известно, что будут унифицированы правила для всех иностранцев: в течение 30 дней после въезда надо будет оформить эту ID-карту. Введут реестровая модель учета трудовых мигрантов и организаций, где они работают. Упразднят бессмысленные бюрократические процедуры.

Принятие этого закона сильно упростит жизнь и работникам миграционной службы, и полицейским из других подразделений, и работодателям, и самим иностранным работникам. Скорее всего, оформить документы они смогут еще из дома, заполнив электронную анкету, заранее подыскав себе вакансию.

В идеале должна получиться такая схема: мигрант заранее все оформляет, утром прилетает в Россию, после обеда заходит в уполномоченную организацию забрать свою ID-карточку, а на утром выходит на работу. Сейчас вся эта процедура растягивается на три недели, когда мигрант уже в стране, но возможности для легального заработка у него еще нет.

Статья руководителя кадровой службы КСК ГРУПП Аиды Ибрагимовой, опубликованная в сентябрьском номере российской правовой газеты "эж-Юрист".

На трудовые отношения между работником-иностранцем и работодателем распространяются правила, установленные трудовым и миграционным законодательством. Самые высокие риски в сфере трудовых отношений работодатели несут именно за нарушение миграционного законодательства. Так, размер штрафа может достигать 800 000 руб., а для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 1 000 000 руб., причем штрафы назначаются за каждое нарушение и в отношении каждого работника-иностранца. Поэтому, если организация привлекает к трудовой деятельности иностранцев, необходимо учитывать особенности работы с ними, некоторые из которых рассмотрим в данной статье.


Основные изменения

Миграционное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Так, в 2016 году вступили в силу следующие наиболее значимые изменения, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами:

1. Ограничения на прием иностранцев. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.11.2015 № 583 с 1 января 2016 года установлен запрет на прием на работу граждан Турции. Однако если гражданин Турции состоял в трудовых отношениях с работодателем на 31.12.2015, то такого сотрудника увольнять не нужно, более того, в 2016 году работодатель имеет право заключать (перезаключать, продлевать срок действия) трудовые договоры с данными работниками (абз. 3 подп. «в» п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296).

Также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1458 утвержден перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием граждан Турции.

2. Функции ФМС переданы МВД. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 01 июля 2016 года ее функции и полномочия переданы в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

Теперь работодатели уведомляют о приеме и увольнении иностранных граждан Главное управления по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы.

Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности приема на работу иностранных граждан зависят от их статуса. Поэтому при приеме иностранного гражданина первым делом необходимо определить его статус. На территории Российской Федерации могут трудиться временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие иностранные граждане, также иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» особенности приема иностранных граждан также распространяются на лиц без гражданства.

В зависимости от статуса иностранного гражданина определяется, какие разрешительные документы требуются для компании и самого работника, а также каковы ограничения по их трудоустройству (таблица 1).


При заключении трудового договора работник-иностранец предъявляет:

  • разрешительные документы в зависимости от статуса;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
  • общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ. При этом с работников-иностранцев не нужно требовать документы воинского учета (иностранный гражданин должен предоставить документы воинского учета только в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (ст. 327.3 ТК РФ), а с высококвалифицированных работников, которые временно пребывают в России – свидетельство обязательного пенсионного страхования (временно пребывающие на территории России высококвалифицированные иностранные работники не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), поэтому свидетельство обязательного пенсионного страхования данным работникам не оформляется).

Внимание! Работодатель может принимать у работников только трудовые книжки советского и российского образца. Если у работника на руках трудовая книжка иностранного государства, то работодатель не может ее принять и должен завести новую трудовую книжку (Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Содержание трудового договора с иностранным работником также имеет свои особенности. Так, в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ, наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем указываются:

  • сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
  • сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
  • сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Отдельно хотелось бы отметить следующее: в ч. 2 ст. 6 Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 № 47-ФЗ) предусмотрены условия, обязательные для включения в трудовые договоры некоторых категорий иностранцев.

Данное Соглашение распространяется в отношении следующих государств: Таджикистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

В трудовом договоре работников вышеперечисленных иностранных государств, должны содержаться следующие условия: основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условия проживания, а также срок действия трудового договора, условия его расторжения, порядок покрытия транспортных расходов.

Внимание! Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Нельзя заключать срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов. Срочный трудовой договор может быть заключен только по основаниям, предусмотренным ст. 59 ТК РФ.

Кого и о чем нужно уведомить

Вне зависимости от статуса иностранного работника (визовые, безвизовые, временно или постоянно проживающие, высококвалифицированные специалисты) работодатель должен уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится работник, о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем.

Внимание! С 2015 года направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран – участниц ЕАЭС.

Срок уведомления составляет три рабочих дней с даты заключения (фактического допуска к работе) или расторжения трудового договора.

Работодатель должен представить уведомление в отношении каждого принимаемого и увольняемого иностранца, уведомления рекомендуем подавать лично в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России. Формы и порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Помимо уведомления о приеме и увольнении работника-иностранца организация должна уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о следующем:

  • о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника-иностранца, прибывшего на основании визы и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»);
  • о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника-иностранца, прибывшего в безвизовом порядке и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, если работодатель – принимающая сторона (п. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ);
  • в отношении иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, необходимо уведомить об их прибытии (убытии) в место пребывания (из него) не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, а также о фактической выплате зарплаты – ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ, п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
  • о предоставлении иностранному работнику-студенту отпуска без сохранения зарплаты единовременной продолжительностью более одного календарного месяца в течение года – не позднее трех рабочих дней с даты предоставления отпуска.

Как уже было отмечено, самые большие риски для работодателя несут нарушения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан. Причем, если в компании трудятся иностранцы, при любой проверке (ГИТ, Прокуратуры, ФСС, ПФР, МВД и др.) первым делом у организации запросят документы на работников-иностранцев. Поэтому работодателю необходимо строго соблюдать требования трудового и миграционного права в отношении работников-иностранцев, так как любое отступление от буквы закона может обернуться крупным штрафом.

Читайте также: