Что такое перетарификация работников

Опубликовано: 05.05.2024

Тарификация работ - какую функцию она выполняет в производстве и как её проводить. При организации производства неминуемо сталкиваешься с необходимостью подбора персонала. Каждое предприятие индивидуально и нужно определить какого уровня квалификации и какой профессии должны быть работники. Если принять работников с уровнем знаний ниже требуемых, то в этом случае существует риск получить персонал не способный выполнить порученную работу. Так же можно принять работников высокой квалификации, выше необходимой, и платить им большую заработную плату, что становиться экономически не целесообразно. Можно обучить имеющихся на предприятие работников, но опять же вопрос, какое количество и до какого уровня компетенции. Все приведённые варианты требуют капиталовложений. Как же определить, сколько работников и какой квалификации Вам необходимо? Какую профессию присвоить персоналу на определённой технологической операции? Как избежать лишних трат? Для определения оптимального соотношения численности и компетенции персонала, для определения профессии, необходимо провести тарификацию работ.

Тарификация работ производится путем сопоставления тарифицируемых работ с соответствующими работами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках и типовых примерах работ, предусмотренных в выпусках ЕТКС для рабочих профессий и ЕКС для руководителей, специалистов и служащих.

Тарификация работ – это определение профессии и разряда работ исходя из имеющегося оборудования на рабочем месте методом установления уровня сложности выполняемой работы, ответственности, качества, технической оснащенности и организации труда. Разряд работы устанавливается без учета вредных производственных факторов.

Установление разряда работ – определение сложности выполнения работ производится в целях определения профессионального и квалификационного уровня труда, организации планирования подготовки кадров, определения уровня заработной платы.

Тарификация, или перетарификация, производится в случае изменения элементов тарифной системы, конструкций изделий, технологических процессов и других существенных изменений в организационно-техническом развитии производства.

Разряд работ устанавливается на основании содержания и характеристики конкретной операции, рабочего места, предусмотренных технологическим процессом, технико-нормировочной картой, производственной инструкцией и т.п.

Тарификация работ проводится инженером по организации и нормировании труда, с привлечением технологов, мастеров, специалистов по технике безопасности, промсанитарии и т.п.

Объектом тарификации работ является технологическая операция, должностные обязанности, рабочее место, маршрутная технология, бригада, цех, производство.

Тарификация работ производится после тщательного анализа технологических процессов по каждому рабочему месту исходя из имеющегося оборудования, орудий и процесса труда, с учетом степени механизации, характеристики выполняемой работы, ее сложности.

Оценка сложности работ заключается в сравнении с работой-эталоном, предусмотренном в соответствующем выпуске ЕТКС, по аналогии содержания однородных работ и в соответствии с требованиями общих положений ЕТКС. В случае, когда рабочий выполняет работы разных профессий и разрядов, устанавливается наименование профессии по основной работе, на которую приходится наибольший удельный вес из выполняемых работ, разряд работы определяется как средневзвешенная величина.

Результаты тарификации работ отражаются в специальной тарификационной ведомости, в которой указывается код цеха, бригады, номер рабочего места, наименование и номер детали/процесса, номер операции (если есть), краткая характеристика рабочего места, краткое содержание выполняемой работы, профессия и диапазон разрядов, удельный вес работ по каждому разряду, в соответствии с ЕТКС.

При составлении тарификации работ используются карты технологических процессов, инструкции по эксплуатации оборудования, процедуры по организации рабочих мест, Единый тарифно-квалификационный справочник, перечень рабочих мест.

По результатам тарификации работ производится расчет среднего разряда сложности работ.


На основание тарификации работ можно контролировать наличие персонала необходимой профессии и компетенции. Рассчитывать фонд оплаты труда (ФОТ) на любой период. Избежать непредвиденных расходов на организацию производства.

Тарификация работ применима в любой организации и не зависима от формы оплаты труда.

6 января 1993 г., 27 февраля 1995 г., 20 декабря 2003 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 декабря 2008 г.

Об обжаловании настоящего постановления см. решение Верховного Суда РФ от 16 октября 1998 г. N ГКПИ98-536

Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. N 2705-1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона Российской Федерации "О повышении минимального размера оплаты труда" и Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1992 г. N 895 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Считать необходимым:

осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее - Единая тарифная сетка).

Установить, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 марта 1999 г. N 311 с 1 апреля 1999 г. повышены в 1,5 раза должностные оклады работников организаций бюджетной сферы, которые финансируются из федерального бюджета и на которые не распространяется Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, по состоянию на 1 сентября 1995 г.

Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 171-р условия оплаты труда, установленные настоящим постановлением, распространены на российских специалистов и технический (вспомогательный) персонал, привлекаемых к обеспечению деятельности Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 767 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1995 г. N 189 пункт 2 настоящего постановления признан утратившим силу в части утверждения Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы согласно приложению N 1

2. Утвердить Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы согласно приложению N 1, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих согласно приложению N 2, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы согласно приложению N 3.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти относит к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки другие должности, не предусмотренные приложениями N 2 и 3 к настоящему постановлению.

Предоставить право руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации в установленном порядке, месячные ставки и оклады, исходя из 9 и 10 разрядов Единой тарифной сетки, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда Российской Федерации, исходя из 11 и 12 разрядов Единой тарифной сетки.

ГАРАНТ:

О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) гражданского персонала отдельных подразделений Центра управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанных с особенностями деятельности этого Центра см. постановление Минтруда РФ от 20 июня 1994 г. N 48

Министерство труда и социального развития Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти устанавливает разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников отраслей бюджетной сферы в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к работникам, и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам.

ГАРАНТ:

Об отраслевых разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников бюджетной сферы см. справку

См. Квалификационные требования по воинским должностям профессорско-преподавательского, руководящего и научного состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, утвержденные приказом Минобороны РФ от 8 мая 2003 г. N 155

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 января 1993 г. N 14 пункт 3 настоящего постановления признан утратившим силу с 1 февраля 1993 года в части размера месячной тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы

ГАРАНТ:

О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку

3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, осуществить необходимые подготовительные работы, имея в виду приступить в IV квартале 1992 г. к введению Единой тарифной сетки с месячной тарифной ставкой (окладом) I разряда в размере 1350 рублей в пределах бюджетных ассигнований на 1992 год.

4. Министерству труда Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и местной администрации осуществлять контроль за соблюдением оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Единой тарифной сеткой.

5. Установить, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.

Информация об изменениях:

7. Установить, что разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, провести в IV квартале 1992 г. аттестацию служащих и перетарификацию рабочих в соответствии с квалификационными требованиями.

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации осуществлять контроль за проведением аттестации и перетарификации работников.

Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации утвердить в двухнедельный срок основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

ГАРАНТ:

См. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196

Министерствам и ведомствам Российской Федерации, исходя из указанных основных положений, разработать в месячный срок соответствующие отраслевые положения.

8. Установить, что министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга дают разрешение на введение Единой тарифной сетки в подведомственных учреждениях, организациях и на предприятиях по мере их готовности и при наличии необходимых финансовых средств.

9. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим постановлением ставки (оклады) с учетом коэффициентов, надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок (окладов) с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном учреждении, организации и на предприятии в той же или более высокой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате.

10. Министерству труда Российской Федерации:

провести с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимую организационную и методологическую работу, связанную с введением Единой тарифной сетки;

давать в необходимых случаях разъяснения, связанные с применением настоящего постановления.

ГАРАНТ:

Постановлением Минтруда РФ от 4 марта 1993 г. N 48 утверждено разъяснение о порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании

Постановлением Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 32 утверждены Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения ЕТС

О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников учреждений культуры см. постановление Минтруда РФ от 15 марта 1993 г. N 54

11. Министерству финансов Российской Федерации определить порядок и источники финансирования расходов на введение Единой тарифной сетки.

12. Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации подготовить и представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием настоящего постановления.

Приложение N 1
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Пункт 2 постановления, в части утверждения настоящего приложения, утратил силу.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

О динамике изменений тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы см. справку

Приложение N 2
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки
по общеотраслевым должностям служащих

ГАРАНТ:

О принципах тарификации служащих и порядке установления им разрядов оплаты труда см. постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 г. N 32

Приложение N 3
к постановлению Правительства РФ
от 14 октября 1992 г. N 785

Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным
должностям служащих отраслей бюджетной сферы

ГАРАНТ:

Об отраслевых разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников бюджетной сферы см. справку

*В настоящем приложении приведены должности работников, характерные для соответствующей отрасли. Общеотраслевые должности приведены в приложении N 2.

Как произвести перетарификацию работ и понизить квалификационный разряд рабочему?

На практике нередко встречаются ситуации, когда в связи с изменением профиля производства и его модернизацией, переходом на новые технологии и изменениями в ЕТКС требуется осуществить перетарификацию выполняемых работ. Если в результате перетарификации разряд выполняемых работ повышается, проблем обычно не возникает. Сложнее обстоят дела, когда происходит снижение разряда работ. В данном случае следует понизить квалификационный разряд рабочего, а значит, и размер заработной платы.

Как это правильно сделать, не нарушив требований законодательства? Читайте рекомендации юриста.

Ситуация

Контролеры ОТК имеют 5-й разряд согласно штатному расписанию. В ходе повторной тарификации (перетарификации) было установлено, что работы, качество которых проверяют контролеры, на самом деле соответствуют 3-му разряду ЕТКС, а не 5-му. Следовательно, нужны контролеры не 5-го разряда, а 3-го.

Как правильно оформить процедуру перетарификации, чтобы иметь основания понизить разряд рабочим? Как оформить им новые условия труда? Как изменить штатное расписание?

Рассмотрим данные вопросы, исходя из требований законодательства и практических рекомендаций.
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке (часть вторая ст. 61 ТК).

Важно!
Порядок тарификации работ, выполняемых рабочими, отнесения работ к соответствующей должности, присвоения рабочим и служащим квалификационных разрядов, классов и категорий должен определяться в коллективном договоре, соглашении или нанимателем самостоятельно.

При этом ЕТКС обязателен для применения в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в т.ч. в целях тарификации труда (часть вторая п. 1 Общих положений ЕТКС).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – Общие положения ЕТКС).

Тарификация труда включает в себя:

Тарификация работ представляет собой определение разряда работ по их сложности на основе описания работ, приведенных в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих.

Тарификация работ в организации производится в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, содержащимися в ЕТКС. Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с аналогичными работами, содержащимися в характеристиках и примерах работ тарифно-квалификационных характеристик, а также с примерами работ, дополнительно разработанными в организациях (часть третья п. 2 Общих положений ЕТКС).

Справочно:
при тарификации труда учитывается следующая классификация труда:
– неквалифицированный труд – 1–2-й разряды работ, для выполнения которых не требуется профессиональной подготовки;
– квалифицированный труд – начиная с 3-го разряда (часть шестая п. 2 Общих положений ЕТКС).

Тарификация рабочих представляет собой присвоение рабочим разрядов на основании требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, подтверждающих наличие права на выполнение данных работ.

Квалификационный разряд характеризует степень сложности работ, выполняемых работником, и уровень квалификации работников.

Перетарификация работ и рабочих в организации производится в случаях изменения профиля производства, перехода на новые технологии, модернизации производства, изменений в ЕТКС (п. 26 Общих положений ЕТКС).

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 3/ 2018.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 1576 статей без ограничений через минуту!

Тарификация работ - какую функцию она выполняет в производстве и как её проводить. При организации производства неминуемо сталкиваешься с необходимостью подбора персонала. Каждое предприятие индивидуально и нужно определить какого уровня квалификации и какой профессии должны быть работники. Если принять работников с уровнем знаний ниже требуемых, то в этом случае существует риск получить персонал не способный выполнить порученную работу. Так же можно принять работников высокой квалификации, выше необходимой, и платить им большую заработную плату, что становиться экономически не целесообразно. Можно обучить имеющихся на предприятие работников, но опять же вопрос, какое количество и до какого уровня компетенции. Все приведённые варианты требуют капиталовложений. Как же определить, сколько работников и какой квалификации Вам необходимо? Какую профессию присвоить персоналу на определённой технологической операции? Как избежать лишних трат? Для определения оптимального соотношения численности и компетенции персонала, для определения профессии, необходимо провести тарификацию работ.

Тарификация работ производится путем сопоставления тарифицируемых работ с соответствующими работами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках и типовых примерах работ, предусмотренных в выпусках ЕТКС для рабочих профессий и ЕКС для руководителей, специалистов и служащих.

Тарификация работ – это определение профессии и разряда работ исходя из имеющегося оборудования на рабочем месте методом установления уровня сложности выполняемой работы, ответственности, качества, технической оснащенности и организации труда. Разряд работы устанавливается без учета вредных производственных факторов.

Установление разряда работ – определение сложности выполнения работ производится в целях определения профессионального и квалификационного уровня труда, организации планирования подготовки кадров, определения уровня заработной платы.

Тарификация, или перетарификация, производится в случае изменения элементов тарифной системы, конструкций изделий, технологических процессов и других существенных изменений в организационно-техническом развитии производства.

Разряд работ устанавливается на основании содержания и характеристики конкретной операции, рабочего места, предусмотренных технологическим процессом, технико-нормировочной картой, производственной инструкцией и т.п.

Тарификация работ проводится инженером по организации и нормировании труда, с привлечением технологов, мастеров, специалистов по технике безопасности, промсанитарии и т.п.

Объектом тарификации работ является технологическая операция, должностные обязанности, рабочее место, маршрутная технология, бригада, цех, производство.

Тарификация работ производится после тщательного анализа технологических процессов по каждому рабочему месту исходя из имеющегося оборудования, орудий и процесса труда, с учетом степени механизации, характеристики выполняемой работы, ее сложности.

Оценка сложности работ заключается в сравнении с работой-эталоном, предусмотренном в соответствующем выпуске ЕТКС, по аналогии содержания однородных работ и в соответствии с требованиями общих положений ЕТКС. В случае, когда рабочий выполняет работы разных профессий и разрядов, устанавливается наименование профессии по основной работе, на которую приходится наибольший удельный вес из выполняемых работ, разряд работы определяется как средневзвешенная величина.

Результаты тарификации работ отражаются в специальной тарификационной ведомости, в которой указывается код цеха, бригады, номер рабочего места, наименование и номер детали/процесса, номер операции (если есть), краткая характеристика рабочего места, краткое содержание выполняемой работы, профессия и диапазон разрядов, удельный вес работ по каждому разряду, в соответствии с ЕТКС.

При составлении тарификации работ используются карты технологических процессов, инструкции по эксплуатации оборудования, процедуры по организации рабочих мест, Единый тарифно-квалификационный справочник, перечень рабочих мест.

По результатам тарификации работ производится расчет среднего разряда сложности работ.


На основание тарификации работ можно контролировать наличие персонала необходимой профессии и компетенции. Рассчитывать фонд оплаты труда (ФОТ) на любой период. Избежать непредвиденных расходов на организацию производства.

Тарификация работ применима в любой организации и не зависима от формы оплаты труда.

Присвоение (повышение) рабочему разряда производится с учетом сложности самостоятельно выполняемых им работ, имеющихся в организации, уровня образования, профессиональной подготовки рабочего.

Вопрос о присвоении (повышении) разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.). Право на повышение разряда в установленном порядке имеют рабочие, успешно выполняющие работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года. Рабочим, выполняющим нормы труда, присвоение более высокой квалификации производится в первую очередь.

Более высокий квалификационный разряд рабочему наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. При этом условия, порядок присвоения разрядов по данному основанию, а также критерии оценки эффективности указанных мер предусматриваются в организации самостоятельно с учетом имеющихся разрядов работ.

Руководитель организации имеет право понизить рабочему квалификацию на один разряд сроком до 3 месяцев за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ.

Восстановление разряда производится в общем порядке, установленном для присвоения или повышения разряда.

Для присвоения (повышения) рабочему разряда и наименования профессии по приказу (распоряжению) нанимателя создается квалификационная комиссия. Председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации). Членами комиссии могут быть назначены: руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации; руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами кадров (подготовки кадров), труда и заработной платы; руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.

Кроме того, к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) разряда квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профтехобразования.

При проведении квалификационных экзаменов по профессиям для работ на объектах, поднадзорных специально уполномоченным государственным органам надзора и контроля, в состав квалификационных комиссий включаются представители этих организаций.

В организациях по распоряжению нанимателя могут создаваться квалификационные комиссии в производственных структурных подразделениях. Председателем указанной квалификационной комиссии назначается руководитель структурного подразделения или его заместитель. Состав комиссии определяется нанимателем. Квалификационные комиссии производственных структурных подразделений работают под руководством квалификационной комиссии организации.

В небольших организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля для присвоения (повышения) разрядов рабочих, могут привлекаться квалификационные комиссии соответствующих государственных учреждений профтехобразования.

Рабочий при сдаче экзамена квалификационной комиссии на присвоение квалификационного разряда по той или иной профессии должен в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики соответствующего разряда ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ» устанавливаемого разряда согласно работам, имеющимся в данной организации. Кроме того, рабочий должен знать:

  • технологический процесс выполняемой работы;
  • технологические карты, рабочие инструкции и другие документы, регламентирующие выполнение соответствующих работ;
  • рациональную организацию труда на своем рабочем месте (участке, цехе и др.);
  • правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием, приспособлениями и инструментом, при помощи которых он работает или которые обслуживает; способы выявления и устранения в необходимых случаях возникающих неполадок текущего характера при производстве работ;
  • способы текущего, профилактического и капитального ремонта оборудования при участии рабочего в таких ремонтах;
  • нормы расхода горючего, энергии, сырья и материалов на выполняемые им работы, методы рационального использования материальных ресурсов;
  • требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в том числе и по смежным операциям или процессам;
  • виды брака, причины, его порождающие, способы его предупреждения и устранения;
  • правила внутреннего трудового распорядка в организации;
  • правила и инструкции по охране труда, безопасные методы и приемы работы;
  • правила охраны окружающей среды при выполнении работ;
  • правила, способы, приемы и средства предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на своем рабочем месте (участке, цехе);
  • правила и способы оказания доврачебной помощи пострадавшим;
  • систему автоматического контроля и сигнализации, правила управления подъемно-транспортным оборудованием и правила выполнения стропальных работ, перемещения и складирования груза, где это предусматривается организацией труда на рабочем месте;
  • основы законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты и нормирования труда, содержание коллективного договора организации и процедуру ведения переговоров по его заключению;
  • формы и системы оплаты труда, установленные в организации, их особенности, порядок установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
  • порядок и особенности тарификации и перетарификации работ и рабочих;
  • основные положения и формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих на производстве.

При сдаче квалификационной пробной работы рабочий должен выполнить установленное нормированное задание, обеспечив при этом необходимое качество работ. Оценку уровня практической подготовки рабочего на участках, где не могут быть выполнены практические работы, дает мастер.

Присвоение (повышение) разряда рабочего, состоящего в бригаде, должно производиться не по степени сложности работ, выполняемых им под руководством рабочего более высокой квалификации, а по сложности тех работ, которые он может выполнять самостоятельно.

Если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения (повышения) рабочему разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.

На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении профессии и разряда рабочему, вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.<.p>

По некоторым профессиям рабочих (водители автомобиля, трактористы и др.), наряду с изложенными требованиями по сдаче квалификационных экзаменов, предусматривается определенный порядок выдачи свидетельств (удостоверений и др.) соответствующими государственными органами (организациями).<.p>

Присвоение разрядов рабочим, на которых возложено наряду с основной работой по профессии также выполнение функций по руководству бригадой, должно производиться на общих основаниях. При прочих равных условиях назначение рабочего бригадиром не может служить основанием для повышения его разряда.
Порядок присвоения и повышения разрядов рабочим при совмещении одной и более профессий аналогичен вышеизложенному. Рабочему присваивается (повышается) разряд по каждой из совмещаемых профессий.<.p>

Тарифно-квалификационный разряд рабочим отдельных профессий, тарифицируемым в диапазоне (1-2) разрядов и не требующих специальной подготовки может быть присвоен в порядке, установленном нанимателем, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Наименование профессии рабочего должно устанавливаться в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

В тех случаях, когда рабочий выполняет работу разных профессий, то наименование профессии рабочего устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.

В том случае, когда в наименовании профессии предусмотрены слова в скобках, уточняющие место работы, сферу деятельности, используемое оборудование и т.д., то они могут применяться самостоятельно при установлении нанимателем конкретного наименования профессии.

Например, в Общегосударственном классификаторе профессий и должностей (ОКПД) под кодом 18924 включено наименование профессии «Сушильщик бумагоделательной (картоноделательной) машины». В данном случае, в зависимости от используемого оборудования, наниматель вправе установить конкретное наименование профессии «Сушильщик бумагоделательной машины» или «Сушильщик картоноделательной машины».

Наименования отдельных профессий рабочих, по которым преобладает труд женщин, в ЕТКС приведены в именительном падеже единственном числе женском роде. В тех случаях, когда по данной профессии трудятся лица мужского пола, в трудовую книжку работника и штатное расписание организации следует вносить наименование профессии в именительном падеже единственном числе мужском роде.

В исключительных случаях разряды по профессиям, которым в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС требуется среднее специальное образование, могут быть присвоены рабочим, не имеющим такого образования, но обладающим требуемым уровнем знаний и высоким профессиональном мастерством.

Перетарификация работ и рабочих в организации производится в случаях изменения профиля производства, перехода на новые технологии, модернизации производства, изменений в ЕТКС, введения нового ЕТКС или новых разделов действующего справочника, соответствующих специфике производства.

Выпускнику учреждения профтехобразования наниматель предоставляет работу, сложность которой соответствует квалификации молодого рабочего.

Читайте также: