Должен ли госслужащий представлять отчет о своих расходах

Опубликовано: 17.09.2024


Согласно п. 1 и 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273ФЗ сведения о доходах, расходах, имущественных обязательствах обязаны подавать представителю нанимателя:

  • граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;
  • лица, замещающие указанные должности.

Как уже было отмечено, в силу ст. 8 Закона № 273ФЗ, Указа Президента РФ № 559 сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны подавать представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, утвержденные Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Кроме того, во исполнение пп. «а» п. 2 данного указа в каждом ведомстве предусмотрены свои перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять эти сведения. Так, в МВД данные перечни утверждены приказами от 16.12.2016 № 848, от 14.12.2016 № 838, от 05.04.2016 № 158.

С целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, Минтруд подготовил Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (далее — Методические рекомендации).

Выделим основные нюансы указанных рекомендаций.

Форма сведений

  • 1 «Сведения о доходах»;
  • 2 «Сведения о расходах»;
  • 3 «Сведения об имуществе»;
  • 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»;
  • 5 «Сведения о ценных бумагах»;
  • 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера»;
  • 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».

Сроки представления сведений

  1. не позднее 1 апреля — Президент РФ, члены Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, федеральные государственные служащие Администрации Президента РФ и др.;
  2. не позднее 30 апреля — государственные и муниципальные служащие, работники государственных корпораций, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, при отъезде в служебную командировку или отпуск.

Лица, в отношении которых представляются сведения

  1. служащего (работника);
  2. его супруги (супруга);
  3. каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).

Заполнение раздела 1

В графе «Доход по основному месту работы» указывается доход, полученный служащим (работником) в том государственном органе (организации), в котором он замещает должность в период представления сведений. Отражению подлежит общая сумма дохода, содержащаяся в справке по форме 2НДФЛ, выдаваемой по месту службы (работы). Если по основному месту работы получен доход, который не включен в справку по форме 2НДФЛ, он подлежит указанию в иных доходах.

Минтруд обратил внимание, что госслужащий (работник) может представить пояснения, если его доходы, отраженные в разд. 1 справки, и доходы, показанные в справке по форме 2НДФЛ, различаются, приложив их к справке.

Если педагогическая или научная деятельность являлась деятельностью по основному месту работы (например, сам гражданин в отчетном периоде работал преподавателем в образовательной организации), сведения о полученных от нее доходах следует указывать в графе «Доход по основному месту работы», а не в графе «Доход от педагогической и научной деятельности».

В графе «Доход от иной творческой деятельности» указывается сумма доходов, полученных в разных сферах творческой деятельности (технической, художественной, публицистической и т.д.), включающих доход от создания литературных произведений (их публикации), фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна, произведений скульптуры, аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов), музыкальных произведений, гонорары за участие в съемках и т.д.

В графе «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» приводится общая сумма доходов, выплаченных в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам (счетам) в банках и иных кредитных организациях, вне зависимости от их вида и валюты, включая такие доходы от вкладов (счетов), закрытых в отчетном периоде. Следует учитывать срок вклада и периоичность начисления по нему процентов.

Денежные средства, выплачиваемые кредитной организацией вкладчику (владельцу счета) при закрытии вклада (счета), за исключением процентов по вкладу (счету), не подлежат отражению в справке (п. 56 Методических рекомендаций).

В графе «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях» указывается сумма доходов от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, в том числе при владении инвестиционным фондом, включающая:

  1. дивиденды, полученные служащим (работником), членом его семьи;
  2. доход от операций с ценными бумагами. Нулевой или отрицательный доход (нулевой или отрицательный финансовый результат) в справке не указывается. Сами ценные бумаги отражаются в разд. 5 «Сведения о ценных бумагах» (в случае если по состоянию на отчетную дату госслужащий или член его семьи обладал такими бумагами).
  1. пенсии (при этом не следует суммировать разные виды пенсий (пенсию по возрасту и пенсию военнослужащего));
  2. доплаты к пенсии, производимые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  3. все виды пособий (например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, социальное пособие на погребение и др.), если данные выплаты не были включены в справку по форме 2НДФЛ, выдаваемую по месту службы (работы);
  4. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (в случае если в отчетном периоде данный сертификат (либо его часть) был реализован);
  5. суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий (данные средства указываются в справке одного из родителей), если они выплачиваются посредством перечисления денежных средств получателю;
  6. единовременная субсидия на приобретение жилого помещения и иные аналогичные выплаты (например, денежные средства, полученные участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих);
  7. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества, транспортных средств, в том числе доходы, полученные от имущества, переданного в доверительное управление (траст);
  8. доходы от реализации недвижимого имущества, транспортных средств и иного имущества, в том числе в случае продажи указанного имущества членам семьи или другим родственникам;
  9. выигрыши в лотереях, тотализаторах, конкурсах и иных играх.

Обращаем ваше внимание, что в силу разъяснений, приведенных в п. 60 Методических рекомендаций, в графе 6 «Иные доходы» не указываются сведения о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком, в том числе связанных:

  • со служебными командировками;
  • с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе предоставляемой лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • с компенсацией расходов, связанных с переездом в другую местность в случае ротации и (или) перевода в другой орган, а также с наймом (поднаймом) жилого помещения служащим, назначенным в порядке ротации в орган, расположенный в другой местности в пределах РФ;
  • с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • с приобретением проездных документов для исполнения служебных (должностных) обязанностей;
  • с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;
  • с внесением родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения;
  • с оформлением нотариальной доверенности, почтовыми расходами, расходами на оплату услуг представителя (возмещаются по решению суда).
  • в виде социального, имущественного, инвестиционного налоговых вычетов;
  • от продажи различного вида подарочных сертификатов (карт), выпущенных предприятиями торговли;
  • в виде кредитов, займов. В случае если сумма кредита, займа равна или превышает 500000руб., данное срочное обязательство финансового характера подлежит указанию в подразд. 6.2 справки.

Заполнение раздела 2

Заполнение данного раздела справки при отсутствии указанных выше оснований не является нарушением (п. 63 Методических рекомендаций).

Заполнение раздела 3

Подраздел 3.1 «Недвижимое имущество». Напомним, что в силу ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

При заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему (работнику), члену его семьи на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе РФ или в каком государстве зарегистрированы.

Подраздел 3.2 «Транспортные средства». В подразделе 3.2 справки фиксируются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе РФ или в каком государстве зарегистрированы. Транспортные средства, переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, залоге у банка, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д., собственниками которых являются служащий (работник), члены его семьи, также подлежат указанию в справке.

Заполнение раздела 4

  1. о счетах с нулевым остатком по состоянию на отчетную дату;
  2. о счетах, операции по которым совершаются с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт (например, различных видов социальных карт: социальной карты москвича, социальной карты студента, социальной карты учащегося), платежных карт для зачисления пенсии и др.;
  3. о счетах (вкладах) в иностранных банках, расположенных за пределами РФ;
  4. о счетах, операции по которым совершаются с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, даже в случае окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению владельца счета;
  5. о счетах, открытых для погашения кредита;
  6. о вкладах (счетах) в драгоценных металлах (в том числе указываются вид счета и металл, в котором он открыт).
  • счета, закрытые по состоянию на отчетную дату;
  • специальные избирательные счета, открытые в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • депозитные счета нотариуса;
  • счета, открытые кредитной организацией для внутреннего (бухгалтерского) учета (например, транзитный валютный счет), поскольку такие счета имеют специальное целевое значение и лицо не может распоряжаться денежными средствами с этих счетов, так как они на данных счетах не находятся, а зачисляются на расчетный или иной счет клиента;
  • счета доверительного управления;
  • открываемые не на основании гражданско-правового договора счета, счета депо, счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета.

Заполнение раздела 5

Ценные бумаги, приобретенные в рамках договора на брокерское обслуживание и (или) договора доверительного управления ценными бумагами, включая договор на ведение индивидуального инвестиционного счета, также показываются в подразд. 5.1 или 5.2 соответственно.

Подраздел 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах». В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39ФЗ «О рынке ценных бумаг» акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Таким образом, акция является именной ценной бумагой. Владелец акций отражает указанные сведения в подразд. 5.1 справки.

Подраздел 5.2 «Иные ценные бумаги». К ценным бумагам относятся акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек, сберегательный сертификат и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке, а также ценные бумаги иностранных эмитентов. В подразделе 5.2 указываются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и др.), за исключением акций, отраженных в подразд. 5.1.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал не является ценной бумагой и не подлежит указанию в подразд. 5.2 справки.

Заполнение раздела 6

  • 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании»;
  • 6.2 «Срочные обязательства финансового характера».

Не требуется отражать в данном подразделе справки одного из супругов все объекты недвижимости, находящиеся в собственности другого супруга, при условии что эти объекты указаны в подразд. 3.1 соответствующей справки (аналогичным образом — в отношении несовершеннолетних детей).

Данный подраздел также подлежит заполнению в случае, если лицо, в отношении которого представляются сведения, является созаемщиком.

В графе «Содержание обязательства» указывается существо обязательства (заем, кредит и др.).

В графе «Кредитор (должник)» приводится вторая сторона обязательства и отражаются ее правовое положение в данном обязательстве (кредитор или должник), фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес. Например, если госслужащий (работник) или его супруга (супруг) взяли кредит в Сбербанке и являются должниками, в графе «Кредитор (должник)» указывается вторая сторона обязательства — кредитор ПАО «Сбербанк России».

В графе «Основание возникновения» фиксируются основание для возникновения обязательства, а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

В графе «Сумма обязательства/размер обязательства по состоянию на отчетную дату» указываются сумма основного обязательства (без суммы процентов) (то есть сумма кредита, долга) и размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) по состоянию на отчетную дату. Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма отражается в рублях по курсу ЦБ РФ на отчетную дату.

В графе «Условия обязательства» указываются годовая процентная ставка обязательства, заложенное в обеспечение исполнения обязательства имущество, выданные в обеспечение исполнения обязательства гарантии и поручительства.

Заполнение раздела 7

Безвозмездной признается сделка, по которой одна сторона (служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетни ребенок) обязуется предоставить чтолибо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 155 Методических рекомендаций). К безвозмездной сделке можно отнести договор дарения.

Каждый объект безвозмездной сделки указывается отдельно.

В заключение отметим, что за несоблюдение служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 273ФЗ и другими федеральными законами, применяются следующие виды наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, за представление заведомо недостоверных сведений о доходах супруга (супруги) служащий привлекается к дисциплинарной ответственности либо увольняется в связи с утратой доверия к нему.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами по форме Справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, с использованием СПО «Справки БК»

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год) можно скачать:

Программу «Справки БК» и описание ее работы можно скачать: https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption/spravki_bk

  • СПО «Справки БК» устанавливается на компьютер. Справки адресуются в Департамент проектного управления и развития персонала Минфина России (для должности заместитель Министра финансов Российской Федерации – в Департамент кадров Правительства Российской Федерации). В СПО «Справки БК» также указываются параметры: в рамках рассмотрения кандидата на должность, основная справка.
  • После заполнения всей информации справки печатаются без оборота (не допускаются дефекты печати, исправления и помарки) и подписываются на последней странице справок в специально отведенном месте. Заверение справок в СПО «Справки БК» и печать справок должны осуществляться в течение одного дня. · Не рекомендуется подменять листы справки листами, напечатанными в иной момент времени, или листами других справок, даже если они содержат идентичную информацию. · Справки не прошиваются и не фиксируются скрепкой. Справки кандидата на должность, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (всей семьи) представляются в индивидуальном пакете (конверте). · Файл, сформированный СПО «Справки БК», который содержит информацию, идентичную информации справок на бумажном носителе, записывается на электронный носитель и представляется вместе со справками на бумажном носителе.
  • Внимание: В период с 1 января по 30 июня 2021 г. включительно вместе со справками при подаче документов для назначения на должность представляется уведомление о принадлежащих гражданину, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения соответствующей должности (на отчетную дату), цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) по форме согласно приложению № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Порядок представления сведений определяется Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559.

Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ [1] ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных им в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и о своих обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату [2] );

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы (раздел 1 СПРАВКИ), сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных ими в результате безвозмездной сделки в течение указанного периода (раздел 7 СПРАВКИ), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (разделы 3-5 СПРАВКИ), и об их обязательствах имущественного характера (раздел 6 СПРАВКИ) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату). Сведения также представляются в отношении лиц, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.

  • Раздел 2 Справки (Сведения о расходах) гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, не заполняется.
  • В случае если граждане обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения. Уточненные сведения о доходах могут быть представлены гражданами в течение одного месяца со дня представления сведенийпри назначении на должность государственной службы(В СПО Справки БК указываются параметры: в рамках рассмотрения кандидата на должность, уточняющая справка).
  • Внимание: При заполнении справки рекомендуется запросить информацию о доходах по месту (местам) работы, в Фонде социального страхования (прямые выплаты по больничному листу), проверить наличие и достоверность документов о праве собственности, запросить информацию об имеющихся счетах (обязательствах финансового характера) в банках (кредитных организациях) по Единой форме. Документы, на основании которых заполнялись Справки, рекомендуется сохранять для подтверждения представленной информации.

[1] Доход по основному месту работы (по месту работы в момент заполнения справки) указывается по форме 2-НДФЛ до вычета подоходного налога в строке 1 раздела 1 Справки. В случае если в отчетном периоде место работы изменялось или в отчетном периоде осуществлялась работа по совместительству, суммы дохода по каждому месту работы (отдельно) отражаются в строке 6 «Иные доходы». Например:

Иные доходы (указать вид дохода):

1) доход по предыдущему месту работы в ООО «Ласточка»

2) доход от работы по совместительству в ООО «Вымпел»

[2] Если Справка заполняется (датируется) 22 февраля 2021 г., то отчетной датой будет являться 1 января 2021 г., а календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы – с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

Минфин

Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

В Госдуме сегодня рассматривают законопроект, в котором прописаны новые правила декларирования имущества для чиновников. В частности, им придётся отчитываться о каждой покупке, стоимость которой превысит его семейный доход за последние три года. Это могут быть машины, квартиры, земельные участки и ценные бумаги.

Кроме личных доходов, госслужащие должны будут декларировать также доходы своих жён и детей. Эта мера лишит коррупционеров возможности переписывать имущество на родных, формально оставаясь чистыми перед законом. Документ устанавливает и более жесткое наказание: от увольнения с госслужбы до изъятия имущества, сообщает Первый канал.

«Мы надеемся, что у нас получится все четко, и мы будем двигаться от слов в борьбе с коррупцией, от слов до создания условий для честного труда и роста чиновников по признаку честности, а не по признаку ловкости. Поэтому этот процесс будет продолжаться, безусловно, и вот этот законопроект, я надеюсь, станет законом и ляжет в основу тех шагов, которые реализуются Президентом и нашей фракцией в частности последовательно в плане противодействия теневой экономике и коррупционным отношениям», - заявил руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.

«Концепция данного законопроекта, заложенная идея в нем о том, что должны быть прозрачны не только доходы, но и расходы чиновников, поддерживается нами. Другой разговор, как он будет применяться, но это уже правоприменительная практика. Мы будем поддерживать во втором чтении, думаю, что и в третьем тоже проголосуем "за"», - сообщил заместитель руководителя фракции КПРФ Анатолий Локоть.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов отметил: «Нужно учитывать доходы всех членов семьи в соответствии с Гражданским кодексом, а это братья и сестры, это взрослые дети, это родители, это дедушки и бабушки. Вот если бы был перечень такой, тогда бы мы увидели, что действительно сделан полновесный шаг в сторону борьбы с коррупцией».

«Бесполезный контроль. Пожалуйста, можно, мы уже сто раз говорили, надо предотвращать получение взяток, а контроль за расходами - он будет их оформлять на других лиц. Абсолютное большинство расходов оформлено на других лиц. Посмотрите, на декларации чиновников, все на жену, все на детей, у него ничего нет почти, копейки», - сказал в свою очередь руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский.

Парламентариям придётся рассмотреть целый пакет документов: один основной и два сопутствующих. Если проект примут, чтобы он заработал, в перспективе потребуется внести поправки в 18 федеральных законов, а также Уголовный и Налоговый кодексы.

Как сообщали «Актуальные комментарии» ранее, 26 июля и 1 августа в Госдуму были внесены два законопроекта о денежных вкладах в иностранных банках, зарубежной собственности чиновников и депутатов.

Инициатором первого стал депутат-эсер Илья Пономарев, к которому присоединился вице-спикер Госдумы («Единая Россия») Сергей Железняк. Второй внесли представители всех думских фракций - депутаты Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников (фракция «Единая Россия»), Андрей Луговой (ЛДПР), Александр Агеев («Справедливая Россия») и Олег Денисенко (КПРФ).

Первый документ предлагает четырем категориям (членам Федерального собрания, губернаторам и региональным депутатам, лицам, замещающим государственные должности категории «А») на специальных сайтах обнародовать информацию о наличии у них иностранной собственности и счетов. При этом вводит уголовную ответственность за искажение данных декларации и уклонение от обнародования информации.

Второй проект распространяется на всех, кто уже сейчас по закону «О противодействии коррупции» обязан ежегодно декларировать доходы и расходы, в том числе зарубежную недвижимость и вклады на счетах иностранных банков, включая муниципальных служащих. Проект запрещает иметь иностранную собственность, если это не связано со служебной необходимостью, и счета за рубежом, если это не связано с лечением.

В соответствии с законопроектом о контроле за расходами госслужащих государство можетистребовать данные об источниках средств чиновников в случае, если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы».


В течение 3 лет после ухода с госслужбы бывшие чиновники должны будут подавать декларации о своих доходах и расходах. Такое предложение содержит законопроект, который разработали депутаты Архангельского областного собрания. Авторы планируют внести документ в Госдуму уже до конца мая. Предложенные меры, по их мнению, позволят сократить возможность бывших госслужащих лоббировать свои интересы, передают «Известия».

Поправки депутаты подготовили в Закон о противодействии коррупции. Они предлагают обязать госслужащих после ухода со службы еще в течение 3 лет сообщать «представителю работодателя по последнему месту работы» о своих доходах, расходах, имуществе. Помимо объектов недвижимости они должны будут уведомить об имеющихся у них транспортных средствах, акциях, ценных бумагах, денежных средствах. Отчитаться госслужащим предстоит также об «ином имуществе, стоимость которого превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда», говорится в тексте законопроекта. Кроме того, документ содержит положение, согласно которому под отчет попадают сведения о материальном состоянии членов семьи госслужащих — супругов и детей. Причем предлагается включать сведения о совершеннолетних детях, тогда как по действующему законодательству это не предусмотрено. Сейчас госслужащие должны представлять сведения о своих расходах и о расходах своих супругов и несовершеннолетних детей по каждой сделке, если сумма сделки превышает общий доход с супругой (супругом) за 3 последних года, а также уведомлять об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Впрочем, предложение о необходимости предоставлять отчет о доходах и имуществе совершеннолетних детей вряд ли найдет поддержку на федеральном уровне, рассказал изданию заместитель председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Он напомнил о ст. 60 Конституции РФ, по которой человек с 18 лет становится дееспособным и может самостоятельно пользоваться своими правами и обязанностями, и пояснил, что аналогичные предложения обычно отклоняются. В целом же идею введения дополнительной отчетности для госслужащих в течение 3 лет после увольнения Эрнест Валеев назвал интересной. Он при этом заявил, что сейчас уже есть похожие профилактические меры: в случаях, когда бывший чиновник устраивается на службу в коммерческие структуры, которые были ранее под его контролем, об этом должно быть сообщено в госструктуру, где он работал. Депутат заверил, что законопроект будет рассматриваться в установленном порядке, как только он поступит в Госдуму.

Авторы инициативы полагают, что введение такой отчетности позволит снизить количество случаев, когда бывшие госслужащие легализуют преступно нажитое имущество и используют прежние связи для лоббирования своих интересов. «Три года — тот срок, когда у бывшего чиновника еще сильны социальные связи внутри властных институтов и, соответственно, он может косвенно влиять на происходящие политические процессы», — пояснил газете заместитель председателя Комитета по региональной политике и вопросам местного самоуправления Архангельского областного собрания депутатов Юрий Шаров.

Депутат выступает также за ратификацию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и появление новой статьи в УК РФ «Незаконное обогащение». При этом в начале февраля в Управлении делами президента по вопросам противодействия коррупции, Минюсте и МВД высказывались против появления такого состава преступления в российском уголовном законодательстве (см. здесь).

По словам Юрия Шарова, если суммарная стоимость активов чиновника будет превышать его законные доходы по поданной им декларации, то любой чиновник может быть привлечен к уголовной ответственности. Это при условии, что законопроект будет принят. При этом за значительное превышение больше 5 млн руб. виновному будет грозить лишение свободы до 2 лет, при превышении более 10 млн руб. — до 5 лет, а при 30 млн руб. — до 7 лет.

Версия для слабовидящих

Что делать, если супруга федерального государственного гражданского служащего отказывается предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Что делать, если супруга федерального государственного гражданского служащего отказывается предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Служащий должен обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов с заявлением, предусмотренным абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 821.

Заявление должно быть подано в срок не позднее 30 апреля года следующего за отчётным.

По итогам рассмотрения заявления комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов может принять одно из следующих решений:

а) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является объективной и уважительной;

б) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является уважительной.

В этом случае комиссия рекомендует служащему принять меры по представлению указанных сведений;

в) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений.

В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа исполнительной власти применить к служащему конкретную меру ответственности.

Рекомендуемые действия для подтверждения объективности и уважительности обстоятельств не предоставления справки на супругу:

2. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения имущественного характера копии документов, подтверждающих факт бракоразводного процесса между супругами (в случае, если заявление о разводе в суд подано, а решение суда о разводе не принято).

3. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения имущественного характера копии документов, подтверждающих факт обращения служащего в ОВД с заявлением о розыске супруги, если служащий пишет, что не может предоставить сведения на супругу, т.к. не знает, где она живет (проживает, выехала).

4. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения имущественного характера копии документов, подтверждающих факт обращения служащего в суд с заявлением об истребовании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у супруги на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460.

«Методические рекомендации по организации работы комиссий
по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах» (одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 № 24)

8.4. При определении объективности и уважительности причины непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей целесообразно руководствоваться следующими положениями:

объективная причина – причина, которая существует независимо от воли государственного служащего (например, государственный служащий длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и у него отсутствуют возможности для получения такой информации);

уважительная причина – причина, которая обоснованно препятствовала государственному служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Читайте также: