Как улучшить работу учителя

Опубликовано: 03.10.2024

Фокеева Ольга Николаевна

Чтобы добиться качественного усвоения знаний, сделать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий.

ВложениеРазмер
povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx 123.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя по повышению качества образования

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно».

- Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

- Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

- Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

- Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

- Здравствуйте те, кто готов общаться! Я рада вас приветствовать на нашем педагогическом совете.

- Что означает слово «Здравствуйте»? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).

Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.

На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь… А радоваться жизни может только здоровый человек.

Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути? А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.

Тема моего выступления «Система работы учителя по повышению качества образования»

  • Если Вы уверены, что для учителя хорошее качество образования связано с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать – поднимите правую руку!
  • Если вы считаете, что хорошее качество образования связано со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей – кивните головой.
  • Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения, хлопните в ладоши.

Одной из форм повышения педагогического мастерства учителя является урок.

Внимание на экран. Вам предлагается набор слов: транспорт, техника, бояться, логика, применить, изобилие, знания. Из предложенных слов выберите те, которые имеют отношение к понятию: «Качество образования». Выбирают слова: техника, логика, применить, знания.

Для того, чтобы определить главное слово нашей беседы, возьмите корни из слов техника и логика, объедините их гласной О; добавьте к ним суффикс из слова применить и присоедините окончание из слова знания. Какое слово получилось? (ТЕХНОЛОГИЯ).

В последнее время обучение детей в начальной школе претерпело множество изменений. Уже спокойно воспринимаются четыре буквы ФГОС, которые всего несколько лет назад наводили ужас не только на родителей, но и на учителей. Пришло понимания необходимости перемен. И сложно уже ответить какой вопрос является приоритетным ЧЕМУ учить, ЗАЧЕМ учить, КАК учить, Как учить результативно.

Чтобы добиться качественного усвоения знаний, стараюсь делать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий. Своё выступление я начала с приёмов технологии ТРИЗ, которые использую в своей работе.

Это теория развития изобретательских задач. Она была придумана изобретателем, учёным, педагогом, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Остановлюсь лишь на некоторых приёмах ТРИЗ технологии, которые часто использую на разных этапах урока .

Это самый распространенный приём, который можно применять с первых уроков 1 класса. Педагог загадывает нечто (число, объект, понятие). Школьники пытаются найти ответ, задавая вопросы. В результате происходит сужение поля поиска и постепенно самостоятельно «раскрывают» секрет задумки.

Например, ведущим (сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают завать вопросы:

- Это число больше 6? (Нет)

- Это число меньше 6? (Да)

- Это число больше 3? (Да)

-Это число больше 3 на 1? (Нет)

- Это число меньше числа 6 на 1? (Да) Это число 5? (Да)

Загадано природное явление (Радуга)

- Это бывает зимой? (Нет)

- Это бывает в тёплое время года? (Да)

- Это бывает летом? (Да)

- Это связано с осадками? (Да)

- Это бывает после дождя? (Да) Это радуга? (Да)

Приём «Создай паспорт» целесообразно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнивая его с другими сходными понятиями. Этот универсальный приём составления обобщённой характеристики изучаемого явления по определённому плану.

Паспорт сказочного существа

Имя героя: Чиполлино

Создатель (автор)? Д.Родари

«Прописка»: сказка «Чиполлино»

На кого (на что) похож? На луковицу

Где живёт? На грядке в Италии

Волшебные особенности? Он – луковица, а живёт как человек.

Особые приметы: защищает слабых, хорошо решает изобретательские задачи.

Уроки с использованием приёмов ТРИЗ являются средством формирования успешности учения школьников.

Обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Мониторинг дает нам возможность проследить динамику у каждого ребенка и затем подобрать материал для работы с каждым учеником индивидуально. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету.

Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где внесены все учебные умения, которые ученик научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).

Другие колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса.

По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:

0 б. – не научился (не проявил данное умение)

1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)

2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)

Это даст возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающихся предметных знаний и действий с предметным содержанием.

Педагогическая диагностика позволяет:

– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

− выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

− установить уровень овладения учебной деятельностью;

− оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью, это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно - воспитательного процесса.

1. Директор школы – Е.А.Васильева.
Вступительное слово.
Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт наиболее успешных учителей в данном направлении, побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.

Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский
По ходу педсовета просмотр презентации (приложение 1).

Среди учащихся 8,9,10-х классов нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее (более полные ответы учащихся представлены в презентации).

Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»
Ответы.
8 класс.

  • Сколько «5» и «4» ты получаешь за контрольную тему;
  • Кол-во материала, который ты хочешь знать;
  • Это знания, которые хорошо или плохо закладываются;
  • Это количество того, что ты знаешь, можно оценить в процентах;
  • На сколько раскрыто человек знает тему;
  • Когда ты знаешь все пройденное и понимаешь его;
  • Это не много знаний, а только то, что ты хорошо знаешь.

9 класс.
* Это то, что осталось в памяти не до следующего урока, а на более продолжительное время;
* Не главное, сколько знать, а так, чтоб знать на всю жизнь
* Это усвоенный материал, полученный на уроках;
* Уровень знания человека; знать все и очень хорошо;
* Это знания, которые ты принимаешь и можешь понять, сможешь запомнить надолго;
* Уровень понимания предмета;

10 класс.
* Это то, как тебя научили учителя и лично твой труд.
* Это то, что остается в голове, а не как ты делаешь домашнее задание.
* Количество «4» и «5». Путевка в жизнь.
* Огромная связанная система сложенных знаний.
* Это ни как не оценки.
* Определяет уровень интеллектуального развития человека.
* Когда объясняют хорошо и ученики понимают тему.
* Осознание материала, когда понимаешь преподавателя.
* Это то, как правильно может научить учитель.
* Это то, что нужно для сдачи ЕГЭ.
* Это знание человека самого, когда он получает столько знаний, сколько ему нужно.
* Это полезные знания, это твое будущее.

Вопрос 2 . От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?

Ответы.

Классы Желание ученика Желание учителя Равноценно
8-е 36 2 10
9-е 18 0 4
10-е 40 6 16

Комментарии с ответами: 50/50; можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от желания ученика зависит в основном, но если учитель не заинтересован в хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний не будет.

Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?
8 класс.
* Объяснять подробно, глубоко.
* ИНТЕРЕСНЕЕ.
* Давать дополнительные задания.
* Пойти тебе навстречу, идти на уступки. Идти навстречу исправления оценок.
* Как-то поощрять, придумать интересную систему.
* Чтобы учитель помогал тебе, если ты что-то не понимаешь.
* Еще раз объяснить непонятную тему.
* Смотреть познавательные фильмы по теме урока, посещать музеи, другие города.
* Они должны хоть иногда отдельно тебе объяснить непонятную тему урока или задачу.
* ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход.
* Быть добрее с учениками. Не грубо объяснять ученику материал.
* Относиться как к обычному человеку, не смотря свысока.

9 класс.
* Объяснять более подробно, нормально, понятно, грамотно.
* Заинтересовать ученика своим предметом.
* Надо чуть меньше задавать, а то каждый учитель считает, что его предмет главный и задает много. Ученику очень тяжело и он не успевает выполнить домашнее задание.
* Интересные формы урока, даже не надо очень часто. Креативное ведение уроков.
* Проводить профилактическую работу.
* Домашнее задание задавать только по параграфам.

10 класс.
* Не загружайте ученика домашними заданиями, и так есть о чем думать.
* Создать хорошую атмосферу на уроке. Интересно строить план урока.
* В первую очередь заинтересовать любого ученика.
* Не кричать, не отвлекаться на поведение.
* Понять ученика. Индивидуальная работа.
* Проверять только то, чему научила, а не о чем догадались, додумались.
* Подходить к своей работе с оптимистической точки зрения.
* Поговорить с учеником. Позвонить родителям.
* Проводить дополнительные консультации.
* Не обращать внимания на форму, а лучше объяснять материал.
* После объяснения должна быть самост. работа для закрепления знаний, а не для оценки.
* Если ученик не понял – объясняй индивидуально, он не виноват. Сама так объяснила.
* Подробнее останавливаться на темах, которые будут в ЕГЭ.
* Объяснять МНЕ МОИ ошибки, а не всего класса.

Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше? Ответы.
8 класс.

  • Читать учебник. Я должен зубрить.
  • Должен быть стимул. Развивать внимание.
  • На уроках не отвлекаться. Взяться за учебу.
  • Слушать, читать, записывать, конспектировать учителя.
  • Прислушиваться к рекомендациям учителей.
  • Подумать о будущем.
  • Взяться за учебу.
  • Учить домашнее задание.
  • Слушать на уроках. Не отвлекаться.
  • Стараться самому. Собраться с мыслями.

10 класс. Быть заинтересованным в предмете (почти ни один предмет не интересен).

  • Внимательно слушать, думать. Присутствовать на уроках.
  • Относиться ответственно. Подавить лень. Взяться за ум.
  • Быть целеустремленным. Работать над собой.
  • Учить правила, формулы, темы. Читать, практиковаться, вникать в суть.
  • Репетитор.

Вопрос 5: Тебе предлагают посещать индивидуально консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации?

Классы ДА НЕТ Не знаю
8-е 40 5 4
9-е 21 0 1
10-е 57 3 2

Как говорят: «Устами младенца глаголит истина». Может быть стоит к чему-то прислушаться.

В течение педсовета, вам предстоит:
1. Разгадать кроссворд «Учитель успешного ученика». Если мы видим всех своих учеников успешными, то они такими будут.
2. Заполнить лист, в котором будут написаны ваши слагаемые успеха, слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся.
3. Ваши мысли для принятия решения педсовета.

3. Далее вам будет представлен опыт наших коллег, которые в своей деятельности используют такие элементы, такие формы работы, которые приводят к повышению качества знаний наших учащихся.

Наше 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.
Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. Ученики С.К.Обуховой на протяжении многих лет показывают качественные знания, а это результат качественной подготовки к уроку. Выступление Обуховой С.К., учителя начальных классов.
Очень важное 2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся. При посещении уроков, один из акцентов делается на анализ урока с позиции здоровьесбережения. В этом моменте у нас тоже не все гладко. Учителям стоит обращать внимание на вид учащихся после окончания урока. Это о многом говорит.
По психологическому комфорту уроки Т.М. Нечунаевой являются одними из лучших. Выступление Нечунаевой Т.М.

Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время – 3 слагаемое работы учителя.

А.В.Рубцова, работая в классах самого разного уровня знаний, всегда показывает высокие результаты обучения, ее учащиеся не «теряют себя», в большей степени показывают значительный рост. Выступление А.В. Рубцовой, учителя русского языка.
Самой эффективной можно считать работу учителя математики Холмогоровой В.А. Ее результаты устраивают и детей, и родителей. У нее не бывает неуспешных учеников; не бывает одной четверки, тройки у учащегося, только по ее предмету; а самое главное она может показать рост каждого учащегося, своевременно отслеживая результаты работу каждого и работая с ними индивидуально. 4 слагаемое – это одно из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация. Выступление В.А.Холмогоровой, учителя математики.
4. Зам директора по УВР Наговицына Н.Н.
Еще одно слагаемое улучшения качества образования через использование инновационных технологий. Мы частично знакомимся с этим на курсах повышения квалификации, на школьных семинарах. Я думаю об использовании передовых технологий, которые способствуют увеличению качества знаний, мы поделимся на нашей следующей встрече.
Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.
Слагаемых в работе учителя-предметника очень много. Мы рассмотрели только небольшую часть. Я думаю, что этот список должен быть дополнен, продолжен, но это разговор следующих семинаров, педсоветов. Опыт, который представили учителя, имеющие успех, могут использовать все педагоги. А тот опыт, который мы сегодня не услышали, тоже имеет место, и он будет разговором следующей встречи.
Давайте составим наш банк "Банк слагаемых, требующих воплощения, а в результате должна быть качественная сумма". В результате наших долгих разговоров, обсуждений был создан "Банк слагаемых, требующих воплощения, а в результате должна быть качественная сумма", где даны рекомендации для реализации повышения качества обучения:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Итог нашего педсовета будет подведен решением нашего кроссворда «Как выглядит учитель успешного ученика»? Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно. Критерии успешности учителя.

«Учитель успешного ученика».

8. Директор школы Е.А.Васильева. Решение педагогического совета.

1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование
Деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.
2. Учителям-предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования.
3. Шире применять новые передовые технологии преподавания предмета. Представить свой опыт на следующем педагогическом совете «Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования».
4. Подключить к данной работе научно-методический совет через кафедры по отслеживанию эффективности методов и форм обучения, направленных на повышение качества образования.
5. Провести анкетирование родителей, что такое хорошее качество знаний, и какова роль родителей, как субъекта образовательного процесса.
6. Рекомендовать учителям-предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом; проводить коррекцию знаний по результатам.
7. Классным руководителям: анализировать рост интеллекта по времени, сравнивать с прогнозируемыми результатами.
8. Организовать встречу, разговор, семинар, конференцию по теме «Ученик и учитель: взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество». К работе привлечь активных учащихся школы.

Мне часто вспоминаются слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Но мы сами наметили свою жизненную «космическую» траекторию, выбрав самую благородную, самую необходимую профессию, ведь все профессии, говорят,от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Безусловно, сам учительдолжен быть цельной натурой: творческой, неординарной, целеустремленной, пылкой, неравнодушной. Требований к педагогической деятельности становится все больше и больше, а значит нам, учителям, необходимо постоянно повышать свой уровень подготовки, так как от этого напрямую зависит совершенствование качества обучения и воспитания в школе.

Именно поэтому вопросам развития сферы образования, повышения квалификации педагогов уделяется большое внимание. Все мы знаем, что в 2018 году Президент утвердил национальный проект «Образование». Планируется, что его реализация охватит период с 2019 по 2024 года. В нем указывается необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Ульяновская область приступила к реализации 7 федеральных программ проекта «Образование», одним из которых является «Учитель будущего».

В соответствии с этим проектом, не менее половины учителей должны пройти переподготовку в ходе проекта «Учитель будущего». Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста.То есть не вертикальную: учитель – завуч - директор, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник. Проект «Учитель будущего» отмечается как ключевой, так как в его основе лежат повышение профессионального уровня педагогов, расширение форм и возможностей для их самореализации, разработка новых форматов карьерного роста, отражающих их профессиональные успехи.

Вице-премьер Правительства РФ Татьяна Алексеевна Голикова отметила, что «Сейчас, как правило, повышение квалификации сводится к получению формального подтверждения о прослушивании курса, - заявила Голикова. - Предлагается создать центры непрерывного профессионального мастерства, которые будут обеспечивать повышение квалификации в постоянном режиме. К 2024 году планируется создать 255 таких центров. Мы хотим уйти от документов, «корочек» и прийти к независимой и добровольной системе оценки квалификации педагогов».

В рамках реализации данного проекта в Ульяновской области идет обсуждение проекта закона Ульяновской области «О статусе педагогических работников Ульяновской области», который также нацелен на повышение компетенции педагогов. Закрепление в законопроекте дополнительных статусов необходимо для обеспечения национальной системы учительского роста. Например, в образовательных организациях необходимо официальное закрепление статусов «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагог-исследователь». Это позволит обеспечить педагогическим работникам карьерный рост в рамках профессии, и дифференцировать трудовые функции. Для повышения престижа выполняемой работы и выделения педагогических работников, получивших статус «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь» в профессиональной среде, педагогическим работникам, имеющим статус, будут вручаться нагрудные знаки, а также производиться денежные выплаты в размере и порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области.

Каковы же основные мероприятия проекта: (см. слайд)

• Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

• Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

• Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

• Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.

• Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

• Продвижение Сетевых сообществ педагогов.

• Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т. ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых пунктах.

1. Создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования.

В первую очередь проект предполагает создать федеральную сеть Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения.

2. Введение новых должностей в карьере учителя

В школах появятся новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

3. Аттестация.В ней планируется несколько элементов: ЕФОМ, Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, Педагогический кейс, отзывы.

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки.

Этапы перехода на единую модель аттестации педагогов.

1.Первое полугодие 2020года : итоговая апробация новой модели аттестации педагогов, а также комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным навыкам с учётом проблемы дефицита специалистов по всей стране.

2.2023 год: переход на единую модель аттестации педагогов.

3.2024 год: в каждом регионе страны появятся центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.

– У каждого учителя появится возможность самостоятельно оценить себя в независимом центре оценки качества. Педагог сможет получить рекомендации и скорректировать тот или иной пробел в своей деятельности. И, что самое главное, всё это должно быть направлено на непрерывный рост повышения квалификации, непрерывное образование, – сказала Министр.

О. Ю. Васильева отметила, что параллельно с центрами независимой оценки квалификации педагогов ведомство создаст центры непрерывного профессионального мастерства. На базе таких центров станет возможным, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования.

Наша школа также начала реализацию данных инициатив. На педагогическом совете, ШМО будут детально рассмотрены изменения и новации проектов, в план школы внесены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей.

Все это способствует повышению компетенции педагогов, что, в свою очередь, является условием повышения качества образования в школе.

Главное здесь: создать благоприятные условия для повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников.

Хочется отметить, что в нашей школе методической работе всегда уделяется большое внимание. Благодаря системной работе администрации, методической службы прослеживается заметная динамика в росте квалификации учителей.

Немного статистики по нашей школе.

(см. презентацию)Состав и квалификация педагогических кадров МОУ Цильнинской СШ:

Общее количество педагогов: 55, средний возраст по школе – 50 лет.

Наряду с этим увеличилось количество педагогов пенсионного возраста (17 учителей- 31%).

Параметры Всего Процент

к общему числу педагогических работников

Имеют стаж работы

Свыше 20лет 41 77%

Комментарий к слайду:

Хочется отметить, что в нашей школе есть педагоги, которые отдали своей работе практически всю свою жизнь – это Власова О. М. (60 лет педагогического стажа, Лянкин В. Н. – 51 год, Чуносова Т. П. – 40 лет.

Есть и молодые специалисты, но, в основном, стаж работы педагогов от 20 до 40 лет.

Деятельность администрации в направлении омоложения кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам. Педагогический коллектив школы отличает стремление к трансляции передового методического опыта. В школе организована наставническая работа по повышению качества работы молодых специалистов школа «Молодой учитель».

Имеют образование:

- высшее педагогическое образование

-высшее непедагогическое 1 2%

- среднее профессиональное образование 4 7%

Комментарий к слайду:

В школе 95% педагогов имеют высшее образование

Имеют квалификационные категории:

- без категории по стажу работы по ЕТС 2 4%

Комментарий к слайду:

Практически половина педагогов (42%) имеют высшую квалификацию,

36% - первую, что говорит о высоком профессиональном уровне педагогов школы.

Только в 2018- 2019 учебном году свою категорию повысили 5 учителей.

Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Каковы же условия профессионального роста на сегодняшний день?

Знания можно получать разными способами. Педагогам школы предлагается большой спектр услуг повышения квалификации.

Существуют следующие формы повышения профессиональногомастерства педагогов:

1. Всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов. Каждый педагог раз в три года проходит такие курсы, квалификационную категорию раз в пять лет. Курсовая подготовка осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и годовым планом школы. В школе отработан и выполняется алгоритм отслеживания курсовой подготовки педагогических работников, а также их работа по определенным послекурсовым заданиям. Все педагоги вовремя прошли курсовую подготовку по всем предметам. Так 2018- 2019 учебном году 10 педагогов повысили свою квалификацию. Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%. Необходимо отметить, что наряду с традиционной (очной) формой курсовой подготовки учителя участвуют в реализации других форм повышения квалификации педагогических работников, например, дистанционной. Педагоги проходят курсовую подготовку и по предметам, и по внеурочной деятельности, например в 2019 году учитель истории прошла курсовую подготовку по финансовой грамотности.

Наши учителя проходят курсовую подготовку на базе УлГПУ, других образовательных учреждений города Ульяновска, Татарстана. Также наши педагоги участвовали в работе Летних школ для учителей и педагогов в МГУ имени М. В. Ломоносова. Также мы приняли участие во Всероссийском тестировании педагогов на сайте «Единый урок. РФ», где показали хорошие результаты. В апреле – мае 2019 года учителя, которые являются организаторами ЕГЭ, проходят дистанционные курсы подготовки с последующим получением сертификатов.

2. В школе в соответствии с планом работы школы проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре, где происходит знакомство педагогического состава с нормативными документами, новыми педагогическими и методическими новинками, обобщение результатов деятельности коллектива с последующим анализом деятельности.

(см. слайд «тематика педагогических советов)

3. Проведение методических объединений педагогов, где решаются проблемы, возникающие в области образования и воспитания.В школе действуют 6 ШМО:

- учителей начальных классов,

- учителей физико- математического цикла,

- учителей гуманитарного цикла,

- учителей естественного цикла,

- учителей ИЗО, музыки ОБЖ и физической культуры

Работа каждого объединения тщательно планируется в начале года. Здесь происходит детальное рассмотрение конкретных педагогических, методических вопросов, результатов обучения и воспитания с целью выявления проблемных зон и поиска путей их решения. Большое внимание уделяется совершенствованию работы учителей по подготовке к ГИА, ВПР.

4. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Каждый учитель старается строить свои уроки в соответствии с передовыми пед. технологиями, такими как системно- деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационные технологии и др.

5. Различные формы педагогической поддержки. В школе работает методический совет, в состав которого входят опытные учителя. Они оказывают методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, подготовке к аттестации работников школы. Также действет школа наставничества.

6. Различные смотры - конкурсы разного уровня. Наши учителя успешно участвуют в различных конкурсах. Так, например, Захарова Л. А. стала лауреатом регионального конкурса «Самый классный класс», Ахметшина Л. Ж. – призером муниципального конкурса «Самый классный классный» и др. Практически все учителя систематически участвуют в различных дистанционных конкурсах, где добиваются хороших результатов.

7. Посещение семинаров, конференций, вебинаров. Учителя школы систематически являются участниками мероприятий муниципального, регионального и всероссийского значения. Многие педагоги имею сертификаты по проведению методических мостов, семинаров- практикумов ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультета образовательных технологий и непрерывного образования УлГПУ.

8. Взаимопосещение занятий (образовательно-развивающих ситуаций).

9. В школе также практикуется проведение открытых уроков как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что в связи с переходом на новый порядок аттестации, о которой говорилось выше, открытые уроки являются хорошей подготовкой к ней.Здесь мы видим необходимость активизировать данную работу по взаимодействию с другими школами района: проведение совместных семинаров, открытых мероприятий, мастер- классов и т. п.

10. Обобщение педагогического опыта, помещение своих разработок на сайтах в Интернете и на сайте нашей школы. Большинство учителей школы имеют свои сайты, где публикуют свои методические разработки.

11. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Каждый учитель работает над своей темой образования, делясь своим опытом и наработками с другими педагогами, например, на ШМО. Это возможность получения квалифицированной помощи от опытных коллег, от обмена опытом между педагогами.

Правильно организованная деятельность по повышению квалификации и компетенцийпедагогов дает свои положительные результаты:

- повышается качество обучения в школе;

- улучшаются результаты ГИА и ВПР;

- повышается результативность участия наших школьников в олимпиадах, конкурсах, например, в 2019 году команда наших 10-классников заняла третье место в региональном конкурсе «Во всех науках мы сильны».

Закончить свое выступление мне хочется словами К. Д.Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Эти слова сегодня актуальны как никогда.

Хочется еще раз пожелать педагогам успехов и всего самого доброго!

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования
Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога
Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентности
Делимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности
Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.


Много практики и самая необходимая теория – вот ключевая формула этой книги. Из нее вы узнаете: как пошагово внедрить систему обмена опытом в школе, за чем важно наблюдать на уроке, как преодолевать сопротивление изменениям внутри коллектива, как повысить социальный капитал школы и тем самым сделать образование более качественным и доступным. Издание адресовано директорам школ и их заместителям, заведующим методическими объединениями и учителям, которым небезразлично качество их уроков.

Оглавление

  • Введение. Вирус постоянных улучшений
  • Повысить качество преподавания: а не утопия ли это?
  • Как устроена эта книга?
  • Семь способов улучшения качества преподавания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Семь способов улучшения качества преподавания

Этот раздел поможет читателю:

— узнать о семи основных способах организовать взаимное обучение педагогов в школе;

— познакомиться с пошаговыми алгоритмами внедрения систем обмена опытом;

— осознать возможности и риски применения каждого из них в своей школе;

— с помощью предложенных упражнений понять, кто в вашей школе подойдет на роль лидера, каких учителей проще объединить для совместной работы, как мотивировать к изменениям.

Кроме того, в разделе вы найдете листы для эффективного планирования улучшений и получите представление о педагогических идеях, которые могли бы объединить учителей.

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт 7 : и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

К сожалению, учитель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой — более эффективный — опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех школах, где учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга. В этом разделе речь пойдет о том, как преодолеть последствия изоляции и создать прочные профессиональные сети между учителями.

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

Способ 1. Кураторская методика

Эта методика возникла как результат проведения в нескольких сотнях российских школ исследования «Социальный капитал образовательной организации» 8 . Было обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей. То есть учителя в массе своей профессионально одиноки, редко учатся друг у друга. Поэтому возник вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

Мы обнаружили, что устойчивые группы учителей создаются в тех школах, в которых много взаимных связей между парами учителей. Иными словами, сначала обмениваться опытом начинают двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы. Поэтому первая задача школьного лидера — сформировать пары учителей, которые могут друг у друга учиться, а затем увеличивать группы.

При этом просто подойти к двум учителям, директивно заставить их создать профессиональную пару и начать учиться друг у друга — пожалуй, самое неэффективное, что можно придумать. Скорее всего, это приведет к плачевным результатам: отвращению и имитации. Для эффективной работы пары нужно еще несколько ключевых элементов.

«Умный третий» (мы называем его куратором) — это тот человек, который организует обсуждение двоих учителей, обеспечит их психологическую безопасность. Когда два человека наблюдают за практикой друг друга и указывают на недостатки, это может восприниматься как личное оскорбление. Третий человек призван возвращать диалог в конструктивное русло и снимать угрозу.

Конкретная задача на улучшение обучения. Можно долго и живо обсуждать уроки друг друга, но если у учителей нет конкретных задач, измеримых целей, высока вероятность просто потратить время зря. Один из приоритетов куратора — это ставить задачи перед участниками взаимодействий.

Кураторская методика внедряется в несколько шагов.

Шаг 1. Выбор учителей. Среди педагогов подбираются равные по статусу пары. Например, два молодых педагога или два возрастных с примерно равным авторитетом. Будет лучше, если это преподаватели разных предметов: так они будут смотреть не на методику донесения конкретных тем в математике или литературе, а на взаимодействие «учитель-ученик». В кураторской методике важно, чтобы учителя в парах не играли роль ментора или ученика. В этом случае более опытный педагог может воспринимать такие обсуждения как подрыв его авторитета.

Шаг 2. Подбор куратора для пары. На роль «третьего умного» лучше всего подойдут пользующиеся авторитетом учителя, члены администрации, школьный психолог, тьютор. Более подробно правила выбора куратора и основные требования к нему описаны далее.

Шаг 3. Формулировка задания для учителей. Присутствующему на уроке учителю ставится задача отслеживать определенный аспект урока. Например, один учитель приходит на урок к другому с конкретным листом для наблюдений и фиксирует происходящее по заданному шаблону. Затем их роли меняются: второй учитель ведет урок, а первый — делает пометки в таком же протоколе.

Шаг 4. Обсуждение итогов в присутствии куратора. Общая встреча должна произойти в течение 48 часов с момента первого занятия, то есть «по горячим следам». Разбираются плюсы и минусы занятия. Но сессия проходит не в формате абстрактных размышлений (нравится или не очень), а анализируются только те аспекты, за которыми велось наблюдение. Куратор следит за тем, чтобы сохранялся конструктивный настрой при обсуждении, чтобы участники осознавали то, чему они научились и с какими трудностями столкнулись.

Удачные вопросы куратора в такой ситуации:

Если бы вы были (сильным, средним, слабым) учеником на этом уроке, то чему бы вы научились?

С какими трудностями столкнулись бы?

Шаг 5. Постановка куратором новой задачи. Будет точнее сказать, что куратор решает, нужно ли учителям поработать над той же задачей (например, если есть ощущение, что простого обсуждения недоработок будет мало) или перейти к новому пункту (когда учителя все поняли и научились внедрять).

За счет постановки новых задач, отслеживания разных аспектов практики повышается профессиональная осознанность учителя, он больше внимания уделяет своей практике и реакциям ученика на свои действия.

Шаг 6. Постепенное усложнение взаимодействия между участниками. Пара (или диада) — это зачастую неустойчивая структура, так как учителя могут резко перестать обмениваться опытом без кураторских подсказок. Гораздо устойчивее и продуктивнее для школы — это группы из трех (триады) и более учителей. В таком случае в них устанавливаются определенные культурные нормы (например, стремление к постоянным улучшениям). Поэтому куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов.

Кураторские задачи для начинающих педагогов

Для начала я предлагаю рассмотреть один из вариантов задания, разработанный К. М. Ушаковым 9 . Оно посвящено видению класса и рассчитано скорее для начинающих учителей. В разделе «Оценивание качества преподавания» собраны задания разной сложности. Для учителей с небольшим опытом преподавания это могут быть задачи на удержание внимания, сохранение дисциплины, для маститых педагогов — что-то из разряда высшего пилотажа. Одним словом, подобрать задачу можно для любого педагога.

Упражнение для начинающих педагогов «Видение класса»

Известно, что начинающий учитель видит не весь класс, а его короткую диагональ. Он редко отходит от своего стола (ведь там лежит раскрытый учебник). При этом он будет утверждать, что видит весь класс.

Предложите одному из микрогруппы посидеть на уроках другого и галочками фиксировать все вербальные (можно и невербальные) взаимодействия педагога и ученика. Для этого дайте наблюдателю пустографку с планом класса, и пусть он отмечает все обращения учителя к ученикам.


Когда после урока лист для наблюдения будет заполнен, скорее всего, окажется, что галочки стоят возле нескольких учеников, которые сидят за первыми партами и которые находятся в непосредственном поле зрения учителя.

Задание наблюдающему

В течение урока отмечать все вербальные взаимодействия с учениками, используя схематическое изображение класса (протокол наблюдений).

Это пример несложного задания, которое может довольно легко повысить осознанность учителя, то есть четкое понимание того, какие действия и зачем он совершает. Куратору при обсуждении такого задания нужно будет решить, задание какого уровня сложности нужно дать учителям во время следующего взаимного посещения урока.

Упражнение. Формирование учительских пар

Цель: это задание может стать первым шагом в развитии взаимодействий между учителями. Прежде чем начать улучшения в коллективе, важно спланировать состав его участников.

Возьмите список педагогов вашей школы и попробуйте распределить всех сотрудников по парам. К парам есть одно ключевое требование: это должны быть люди примерно одного статуса в организации. Важно, чтобы между этими людьми не было существенных личных конфликтов в настоящий момент, иначе куратору будет очень сложно совладать с такой диадой. Желательно, чтобы это были преподаватели разных предметов (хотя это и не обязательное правило).

Чтобы было проще, сначала распределите всех сотрудников по предложенным группам 10 . Если вы считаете, что какие-то педагоги не подходят ни под одну из предложенных категорий, впишите их в правую колонку.


Группу молодых педагогов определить проще всего: это те, кто пришел в организацию сравнительно недавно. С ними проще всего организовывать взаимодействия, так как они пока не обзавелись статусом и соответствующим ему защитным механизмом.

Изолированные сотрудники — это те, кого коллеги не считают профессионально авторитетными, к кому не обращаются за советом в области преподавания. Несложно вычисляются и профессиональные «звезды». Это те, кого в вашей школе считают лучшими учителями. Остальные педагоги, скорее всего, относятся к группе середняков. Так как это обычно получается самая многочисленная часть организации, ее лучше поделить на две, а в крупных школах — на три подгруппы.

Теперь посмотрите на каждый из столбиков. Подумайте об учителях из каждой группы, ответив на вопросы:

Между кем существуют личные связи?

У кого могут быть схожие педагогические трудности?

Схожий ли у них не только профессиональный, но и личный статус?

Постарайтесь сформировать как можно больше потенциальных пар учителей для обмена опытом. Вы можете использовать и другие принципы объединения в пары: пришли вместе из другой школы, увлекаются схожими идеями и т. д.

Для каждой пары нужно еще подобрать куратора, но об этом речь пойдет чуть позже.

Если вы планируете внедрять кураторскую методику в своей школе, то начните с малого. Сформируйте 2—3 пары среди молодых педагогов и подберите для них «третьего умного». Эти люди могут стать вашей опорой в организационных изменениях.

Упражнение. «Прежде чем ринуться в бой…»

Цель: упражнение позволит вам лучше подготовиться к началу изменений в коллективе. Порой сложно преодолеть сопротивление учителей новым правилам и обязанностям. Планирование управленческих аргументов — один из шагов, чтобы преодолеть трудности.

Продумайте, как убедить учителей в целесообразности что-то сделать. В теории коммуникации выделяют три типа аргументации: рациональная, эмоциональная и комбинированная аргументация. Иными словами, на одних людей лучше действуют логические доводы (что позволит повысить ЕГЭ и связано со стимулирующими выплатами), к сознанию других проще подбираться через эмоции (у детей будут выше шансы на достойное будущее, это часть нашей во многом нелегкой профессии). Большинство людей все же не чисто рациональные или эмоциональные типы, поэтому эффективнее всего комбинировать аргументы.

Для каждого учителя, которого вы планируете привлечь к обмену опытом, придумайте по 2—3 рациональных и эмоциональных аргумента, которые бы соответствовали их личным интересам.

Также подумайте, какие у педагогов могут быть типичные возражения и контраргументы (например, высокая занятость, недостаточно хорошие ученики, семейные трудности и пр.). Решите, как вы будете на них реагировать.

Представив себя на месте учителя, вы сможете несколько проще убедить коллег в правильности ваших идей.

Способ 2. Педагогические туры

Согласитесь, звучит довольно романтично. У меня название этой методики ассоциируется с активным отдыхом и приключениями (в оригинале методика называется instructional rounds). Технология педагогических туров действительно одна из самых динамичных и, по моему мнению, несложных в реализации.

Ее суть заключается в том, что малая группа учителей посещает за короткое время большое количество уроков. При этом главная цель — не оценить учителя, который ведет урок, или дать ему советы, а сравнить свою практику с опытом коллег. Эта технология позволяет не обижать опытных учителей, а сохранять их реноме в коллективе. Это поможет уменьшить сопротивление учителей к выходу из комфортной зоны.

Пошаговый план

Шаг 1. Выбор попутчиков. Педагогический тур проходит в течение одного дня. Такие мероприятия рекомендуется проводить не реже чем один раз в четверть.

Сначала формируется группа из 3—5 наблюдающих плюс модератор. Наблюдающими могут быть как начинающие, так и опытные учителя. На роль модератора лучше всего подойдет уважаемый в коллективе педагог, который мог бы квалифицированно выстроить обсуждение. Эту роль может сыграть и кто-то из администрации, но важно предупредить учителей, ведущих урок, что наблюдение проводится с целью не оценить (и наказать в случае ошибки), а понаблюдать и дать возможность учителям сравнить себя с коллегами.

Среди опытных и мастеровитых учителей выбираются несколько таких, кто готов пустить участников тура на свой урок. Будет не лишним со стороны учителя сказать ученикам, что в течение урока придут другие педагоги. Учитель может объяснить, что учителя тоже учатся.

Шаг 2. Планирование маршрута. Наблюдение уроков должно быть целенаправленным. При этом все члены группы смотрят на одно и то же. Чтобы выбрать правильный объект для наблюдения, нужно удостовериться, что выполнены следующие условия:

группа наблюдает за конкретным педагогическим аспектом;

результаты можно точно зафиксировать, то есть это что-то наблюдаемое, а не просто мнения;

наблюдаемый аспект педагогической действительности потенциально можно улучшить;

наблюдаемое соответствует широким педагогическим целям школы;

улучшение навыка проведения педагогических туров действительно может быть важным для достижения успеха учащимися.

В качестве объектов для наблюдения можно использовать самые разные ситуации и взаимоотношения из сферы педагогической действительности (подробнее смотрите в разделе «Оценка качества преподавания»).

Шаг 3. Организация тура. Группа учителей вместе с модератором стучится в дверь и максимально бесшумно располагается в классе, не мешая ходу урока. Наблюдение ведется в течение 15—20 минут (то есть за время одного академического часа группа учителей посещает 2—3 занятия). Обычно группа должна посетить 5—6 учителей за день.

Модератор следит за временем, по истечении наблюдения группа благодарит учителя и учеников и переходит в следующий класс. Такая организация позволяет понаблюдать за многими коллегами. При этом акцент делается на одном очень конкретном аспекте (будь то вопросы, задаваемые учителем, или то, как он использует пространство класса), что дает возможность получить общее представление за очень короткое время.

Но важно помнить, что при посещении группа наблюдает, а не оценивает учителя. Никто не должен давать учителю обратную связь, если тот прямо об этом не попросит.

Шаг 4. Обсуждение впечатлений. По окончании наблюдения модератор организует обсуждение по строго заданной структуре.

Сначала учителя описывают, что они видели (например, учитель 6 раз задал репродуктивный вопрос и 15 раз — продуктивный; 10 учеников слушали объяснения учителя, трое смотрели лишь в свои телефоны или планшеты). Ведущему рекомендуется следить за тем, чтобы в дискуссии не было оценочных суждений. Важно обсудить, что делал учитель и чем при этом занимались ученики.

Затем группа анализирует данные (Есть ли какие-то повторяющиеся модели поведения? Как можно сгруппировать данные?).

Учителя предсказывают возможные реакции и пути развития урока и отвечают на вопрос: «Если бы вы были учеником на этом уроке у этого учителя и делали все то, что от вас ожидается, то чему бы вы научились, как бы вы отреагировали на такой тип действий?»

Приведем конкретный пример такого обсуждения. Речь идет об уроке истории в 6-м классе по теме «Древняя Греция». Учителя сначала обсуждают, какие вопросы задавал учитель (Каковы три основных социальных класса в Древней Греции? Что было основными ресурсами? На какие ветви делилось правительство?).

Затем на этапе анализа педагоги используют таксономию вопросов Блума 11 , на основе которой они вели наблюдения. Оказывается, что большинство вопросов нацелены на воспроизведение информации (иными словами, были репродуктивными).

Опытный учитель на этапе предсказания говорит, что если бы он был учеником на этом уроке, то это дало бы ему существенные навыки глубинного понимания текста. Но другие учителя с ним не соглашаются. Они считают, что на основе наблюдений можно сказать, что дети учились находить конкретные, не обязательно связанные факты в учебнике. Это возражение заставило учителей задуматься, что они подразумевают под глубинным пониманием текста и какие типы работы могли бы это развивать. Учителя в сообществе пришли к выводу, что глубинное понимание достигается за счет интерпретации, анализа текста, поиска главного. При этом трудно сказать, научатся ли дети понимать текст только при помощи вопросов на воспроизведение информации 12

Выступление на заседании учителей ШМО. Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт наиболее успешных учителей в данном направлении, побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.

Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

. Работа учителя по повышению качества образования.

Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт наиболее успешных учителей в данном направлении, побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.

Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский

По ходу педсовета просмотр презентации .

«Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.»

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Говоря о качестве образования, необходимо было узнать представление об этом учителей . Изучила мнения учителей по этому вопросу в интернете. Ответы на вопрос « Как вы понимаете термин качество образования?»

Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости падает. Это можно отметить и в сильных классах. Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Вдумайтесь в эти слова.

Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Среди учащихся 8,9,10,11-х классов нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее. Анкета.

Вопрос 1 . Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»


Вопрос 2 . От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?


Вопрос 3: Какие действия должен предпринять учитель, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?


Вопрос 4 : Какие действия должен предпринять лично ты сам, чтобы твое качество знаний, твои оценки стали лучше?


Вопрос 5 : Тебе предлагают посещать индивидуально консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации? (да, нет, не знаю)

Наш успех в работе в этом направлении зависит от следующих слагаемых

Наше 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.

Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Очень важное 2 слагаемое

– психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся.

3 слагаемое работы учителя.

Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время .

4 слагаемое работы учителя.

– это одно из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация.

5 слагаемое работы учителя.

Еще одно слагаемое улучшения качества образования через использование инновационных технологий.

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность . Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.

Слагаемых в работе учителя-предметника очень много .

В результате нашего разговора, можно предложить "Банк слагаемых, требующих воплощения, а в результате должна быть качественная сумма", где даны рекомендации для реализации повышения качества обучения:

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Создание ситуации успеха.

3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.

4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.

6. Вовлекать родителей в учебный процесс.

7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной

9. Обучение через диалог.

10. Обучение через интерес.

11. Психологическое единство с классом.

12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.

13. Мотивация познавательной деятельности.

14. Дифференциация заданий.

15.Разнообразие форм организации учебного процесса.

16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

hello_html_2775deab.jpg
hello_html_m210d0f9e.jpg

hello_html_m767d735e.jpg
hello_html_m5817940f.jpg

hello_html_7884f423.jpg
hello_html_1e97b99b.jpg

hello_html_1b139896.jpg
hello_html_22f04665.jpg
hello_html_394bfda4.jpg

Решение заседания ШМО учителей русского языка и литературы.

. 1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование

Деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.

2. Учителям-предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования.

3. Шире применять новые передовые технологии преподавания предмета.

4. Провести анкетирование родителей, что такое хорошее качество знаний, и какова роль родителей, как субъекта образовательного процесса.

5. Рекомендовать учителям-предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом; проводить коррекцию знаний по результатам.

Читайте также: