Кто относится к должностным лицам органов управления го и рсчс в организации

Опубликовано: 01.05.2024

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

ВАЖНО! Рекомендации по разработке плана гражданской обороны на предприятии от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны.

Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
  • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
  • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
  • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
  • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
  • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
  • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
  • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.

Законодательные основы обучения персонала

Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чему нужно обучить персонал касательно ГО

Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Diatchik 2

Как организовать работу по ГО и ЧС на предприятии?

Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно определиться со статусом предприятия.

Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по гражданской обороне. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категории. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

Если же вышеперечисленных признаков нет, то предприятие относят к не категорированным, что, впрочем, ненамного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы по ГО и ЧС, разработать схему оповещения при ЧС в организации, проводить инструктажи среди сотрудников и установить стенды.

Кто должен заниматься гражданской обороной в организации?

Закон гласит, что все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя и его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба гражданской обороны, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия. Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о создании спасательной службы быстрого реагирования.

С чего начать работу по ГО и ЧС в организации?

С этим вопросом следует обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании или мерию.

В ответ на запрос эти органы предъявляют требования по ГО и ЧС к организациям. Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор организации, специалист по решению задач в сфере гражданской обороны, члены штаба и члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, можно приступать к созданию плана по гражданской обороне, плана выполнения действий и плана проведения предстоящих мероприятий.

Требования по ГО и ЧС к организациям

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который в настоящий момент действует в редакции от 23.06.2016, обязывает организации к следующему:

  • планировать и принимать меры по защите своих сотрудников от чрезвычайных ситуаций; планировать и устраивать мероприятия для повышения устойчивости работы своей организации в случае ЧС;
  • обеспечивать создание и поддержание в полной готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также теоретическую и практическую подготовку своих сотрудников (инструктажи, специальные курсы, учения и тренировочные мероприятия);
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;
  • руководствуясь планами действий по предупреждению и ликвидации последствий, обеспечивать проведение аварийно-спасательных и других работ на предприятии;
  • финансировать мероприятия по защите своих работников от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечить создание финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий;
  • обеспечивать своих работников информацией о защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать об угрозе их возникновения или о возникновении;
  • оказывать содействие федеральным органам, осуществляющим защиту населения и территорий от ЧС, в деле установки средств оповещения, распространения информации и так далее.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории организации ее руководителю вменяется в обязанность:

  • ввести режим повышенной готовности;
  • проинформировать о ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий;
  • принять решение об установлении уровня реагирования и других мер с целью защиты от чрезвычайной ситуации своих сотрудников и других лиц на территории организации.

ВНИМАНИЕ! Руководитель предприятия и назначенный им руководитель по ГО и ЧС несут ответственность за проведение всех мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Следует отметить, что в требования по ГО и ЧС для предприятий численностью до 50 человек не входит создание материальных резервов, системы оповещения о чрезвычайной ситуации, а также не нужно разрабатывать план ликвидации аварий.

Уголок и стенды по ГО и ЧС в организации

Для обеспечения эффективной работы по гражданской обороне важную роль играют учебно-тематические стенды. Их задача – наглядно продемонстрировать сотрудникам вашей организации, как вести себя в чрезвычайных условиях, а как – в повседневной жизни, чтобы не допустить возникновения такой ситуации.

Место размещения стендов принято называть уголком по гражданской обороне в организации. Строгих требований к его оформлению нет. Тем не менее, сами стенды должны быть понятными, содержать актуальную информацию, а уголок в целом рекомендуется составлять из 8 основных разделов:

первая помощь пострадавшим;

Схема оповещения при ЧС в организации

Так как залог благоприятного исхода при чрезвычайной ситуации – это быстрота реакции и координация действий, то жизненно необходимой становится разработка схемы оповещения. Какого-то единого образца такого документа не существует, поскольку у каждого предприятия своя структура и особенности режима работы.

Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации для предприятия должна быть утверждена руководителем исходя из специфики деятельности, расположения объектов инфраструктуры, количества работников и т.п. Все сигналы оповещения должны быть понятны для всех её работников.

Сигналы оповещения устанавливает руководитель организации, доводит их до работников, определяет обязательный порядок действий по ним, а также проводит регулярные тренировки по сигналам оповещения.

Документы по ГО и ЧС в организации

Итак, какие документы по ГО и ЧС должны быть на предприятии, чтобы при проверке МЧС инспектору было не к чему придраться? Их перечень может сильно отличаться в зависимости от рода деятельности предприятия.

Примерный и наиболее распространенный список:

  • План действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС.
  • План гражданской обороны, дополненный подробными приложениями.
  • План запланированных мероприятий для обеспечения противопожарной безопасности на текущий год.
  • Приказ о создании ГО на предприятии и назначение ответственных по этому вопросу. Разработка перечня должностных обязанностей лица, ответственного за ГО на коммерческом предприятии.
  • Схема системы оповещения гражданского населения о чрезвычайной ситуации.
  • Точный расчет имеющегося в наличии обеспечения и документы по выдачи средств защиты для ГО в организации со штатом до 50 человек.
  • Документы о создании нештатных специальных аварийно-спасательных формирований.
  • Документы по вопросам обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.
  • Документы, касающиеся проведения необходимых эвакуационных мероприятий.
  • Документы по обучению сотрудников действиям в случае ЧС.
  • Вся необходимая документация по противопожарным мероприятиям.
  • Документы по формированию дежурной диспетчерской службы в организации.

При подготовке любых мероприятий по ГО и ЧС на предприятии нужно учитывать, что требования в нормативных документах и сами законы постоянно меняются. Необходимо следить за изменениями и своевременно реагировать на них.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

ВАЖНО! Рекомендации по разработке плана гражданской обороны на предприятии от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны.

Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
  • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
  • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
  • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
  • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
  • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
  • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
  • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.

Законодательные основы обучения персонала

Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чему нужно обучить персонал касательно ГО

Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

РУКОВОДИТЕЛЬ ГО ОБЪЕКТА (предприятия, организации, учреждения, учебного заведения) отвечает за организацию и осуществление мероприятий ГО, организацию работы КЧС и ОПБ, постоянную готовность органов управления, сил и средств объекта к выполнению задач мирного и военного времени, осуществление контроля за реализацией мер по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения – за снижение ущерба от них и ликвидацию их последствий.

В вопросах организации управления, связи и оповещения руководитель ГО объекта обязан:

В режиме повседневной деятельности:

- создавать и поддерживать в боевой готовности систему управления связи и оповещения ГО своего объекта;

- создавать локальную систему оповещения (на потенциально опасных объектах).

В режиме повышенной готовности:

- с получением информации об угрозе или возникновении ЧС, привести в готовность КЧС и ОПБ, отдел, службы и формирования, систему связи и оповещения.

При подготовке и проведении мероприятий ГО:

- своевременно провести оповещение персонала, служб и формирований объекта об угрозе нападения противника;

- организовать выполнение мероприятий по управлению, оповещению, связи и взаимодействию.

Основные мероприятия по организации управления, связи и оповещения в системе ГО планирует и реализует НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И СВЯЗИ, который отвечает за постоянную готовность сил и средств оповещения и связи к выполнению возложенных на службу задач и обязан:

В режиме повседневной деятельности:

- знать задачи службы оповещения и связи в мирное и военное время;

- разрабатывать и своевременно корректировать планы службы по обеспечению мероприятий объектового звена РСЧС и ГО;

- укомплектовать формирования службы личным составом и оснастить их табельным имуществом;

- организовать подготовку личного состава формирований службы к действиям в ЧС и в военное время;

- разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости работы средств связи и оповещения в ЧС и в военное время;

- проверять и поддерживать готовность службы к выполнению задач по предназначению.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:

- с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) прибыть к месту сбора, уточнить свою задачу;

- привести в готовность формирования службы, обеспечить их средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить своевременное оповещение персонала объекта, а также населения, если это предусмотрено планом или вызвано условиями обстановки;

- в соответствии с решением председателя КЧС и ОПБ организовать и поддерживать связь, обеспечивающую управление структурными подразделениями и формированиями на объекте и взаимодействие с КЧС и ОПБ и органами управления по делам ГОЧС соседних объектов района;

- организовать укрытие личного состава службы в защитном сооружении на период радиационного и химического заражения объекта;

- обеспечить ремонт аппаратуры и восстановление разрушенных линий связи в ходе проведения АСДНР;

- обеспечить соблюдение мер безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ на линиях связи и оповещения;

- докладывать председателю КЧС и ОПБ о состоянии связи и свои предложения по повышению ее устойчивости при проведении АСДНР.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛАпо делам ГОЧС объекта является основным организатором работы на объекте по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Он подчиняется руководителю ГО (председателю КЧС и ОПБ) объекта и является его заместителем.

По вопросам организации управления, связи и оповещения он обязан:

В режиме повседневной деятельности – поддерживать в готовности силы и средства, а также системы управления, связи и оповещения объекта к предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и ведению гражданской обороны.

В режиме повышенной готовности – с получением информации (распоряжения, сигнала) об угрозе или возникновении ЧС по указанию руководителя ГО (председателя КЧС и ОПБ), а в его отсутствие – самостоятельно организовать приведение в готовность КЧС и ОПБ, штаба (отдела) по делам ГОЧС, служб, системы связи и оповещения.

В режиме чрезвычайной ситуации – организовать оповещение состава КЧС и ОПБ, штаба (отдела) по делам ГОЧС, начальников служб и формирований, рабочих и служащих объекта, а при необходимости и населения близлежащих жилых кварталов; организовать связь в зоне ЧС; участвовать в управлении силами и средствами объекта при проведении АСДНР, организации их взаимодействия с другими подразделениями, привлеченными к совместной ликвидации последствий ЧС.

При планомерном переводе ГО с мирного на военное положение (при ПМ-I) руководить мероприятиями по проверке готовности к работе системы управления, связи и оповещения объекта, включая принятие закрепленных каналов связи, установку дополнительных электросирен и громкоговорителей; (при ПМ-II) контролировать приведение в полную готовность к работе системы управления, связи и оповещения.

При применении противником современных средств поражения – организовать своевременное оповещение должностных лиц и специалистов ГО, формирований; организовать работу отдела по управлению силами ГО в ходе проведения АСДНР в очаге поражения; организовать сбор и обобщение информации о ходе АСДНР.

Перед КОМИССИЕЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ объекта стоят следующие основные задачи по организации управления, связи и оповещения:

- организация дежурной службы объекта, создание локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте;

- создание, оснащение и обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и служб на объекте;

- организация взаимодействия с КЧС и ОПБ соседних объектов и территориальным органом управления по делам ГОЧС.

Из приведенных выше задач и обязанностей комиссий, служб и должностных лиц ГОЧС следует, что вопросы управления, организации связи и оповещения являются основными, приоритетными и без их решения многие другие вопросы ГО и РСЧС решаются с большими трудностями. Кроме того, от скорейшего оповещения зачастую зависит жизнь большого количества людей (аварии на потенциально опасных объектах, наводнения, прорыв дамб и плотин и т.д.).

Поставленные задачи определяют порядок работы должностных лиц и органов управления по делам ГОЧС объекта по организации управления, связи и оповещения в системе ГО.

В начале работы следует проанализировать имеющуюся систему управления, каналы и средства связи и оповещения. Далее определяют потребителей (абонентов) этой системы (руководитель ГО, заместители, начальники служб, формирования и т.д.), порядок связи и оповещения, резервирование связи.

Исходя из результатов аналитической работы, порядка и очередности обеспечения связью и оповещением должностных лиц ГОЧС, производственного персонала и населения планируются конкретные мероприятия по совершенствованию имеющейся системы. Выполнение многих конкретных мероприятий на ОЭ зависит от финансового положения этих объектов и осознания руководством ОЭ важности запланированных мероприятий.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

В соответствии с предназначением, на гражданскую оборону МВД России возлагается ряд важных задач, которые условно можно разделить на две группы:

1. Основные задачи, выполняемые в интересах МВД России и носящие ведомственный характер.

2. Особые задачи, выполняемые ОВД в системе ГО и РСЧС, носящие государственный характер.

К основным задачам МВД России в системе ГО и РСЧС относятся:

- защита сотрудников, членов их семей, а также спецконтингента от оружия массового поражения и других средств нападения противника;

- повышение устойчивости работы объектов МВД России в условиях военного времени;

- обеспечение непрерывного и надежного управления органами внутренних дел в мирное и военное время;

- создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем и средств оповещения и связи, оповещение органов и учреждений по сигналам гражданской обороны;

- защита служебных животных, продовольствия, сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериального заражения, а также проведение мероприятий по ликвидации последствий заражения на объектах МВД России;

- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и оказание помощи пострадавшим;

- подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке;

- всеобщее обязательное обучение сотрудников и спец контингента способам защиты от современных средств поражения и действиям по ликвидации последствий нападения против­ника.

К особым задачам ОВД в системе ГО и РСЧСотносятся:

- обеспечение общественного порядка и охраны материальных ценностей;

- обеспечение безопасности дорожного движения при проведении мероприятий гражданской обороны;

- организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

- контроль за выполнением всеми гражданами и должностными лицами постановлений федеральных и местных органов власти;

- учет потерь населения в результате нападения противника, стихийных бедствий, аварий, катастроф;

- учет перемещенного в результате эвакуации населения;

- спасение людей и оказание им первой медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях.

В задачу обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностей входит:

- разработка и осуществление мероприятий по охране общественного порядка при стихийных бедствиях, крупных производственных авариях и катастрофах, оказание при этом содействия должностным лицам ГО И РСЧС в привлечении населения, транспортных средств для проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражения (заражения), участие в спасении людей и оказании помощи пострадавшим;

- охрана общественного порядка при рассредоточении, эвакуации населения, а также при его укрытии в защитных сооружениях по сигналам ГО И РСЧС;

- осуществление надзора за соблюдением должностными лицами и населением правил светомаскировки, карантина (обсервации), за выполнением решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка при проведении мероприятий ГО и РСЧС;

- организация и проведение надзорно-профилактических, оперативно-розыскных, режимных и иных специальных мероприятий по предупреждению и пресечению паники, возможных массовых беспорядков, предупреждению и раскрытию иных преступлений, характерных для условий военного времени, чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- усиление охраны важных государственных и иных объектов;

- обеспечение контроля за передачей материальных ценностей лицами, подлежащими мобилизации;

- разработка и осуществление мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с вымогательством взяток за комиссование и бронирование лиц, подлежащих мобилизации;

- организация и проведение мероприятий по предотвращению, пресечению и раскрытию хищений государственного имущества, краж личного имущества граждан и охраняемых объектов

- участие в розыске и задержании вооруженных и иных преступников, дезертиров, лиц, уклоняющихся от мобилизации, и иных лиц в случаях, предусмотренных законом;

- охрана общественного порядка в загородной зоне при расселении там эвакуированного населения, организация учета перемещенного населения;

- планирование боевых действий сил и средств ОВД в борьбе с диверсионно-разведывательными акциями противника;

- надзор за соблюдением должностными лицами и населением режима допуска в радиационные, химические и бактериологические очаги заражения, выполнением установленных правил поведения в этих очагах.

Задача обеспечения безопасности дорожного движения при проведении мероприятий гражданской обороны решается:

- организацией безопасности дорожного движения на улицах и дорогах при ликвидации чрезвычайных ситуаций, при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению паники, ликвидации массовых беспорядков;

- обеспечением безопасности дорожного движения при эвакуации населения, его укрытии по сигналам гражданской обороны;

- выдачей в установленном порядке специальных пропусков для беспрепятственного проезда определенных категорий автотранспортных средств;

- развертыванием КПП и постов регулирования дорожного движения и организация их работы;

- надзором за соблюдением правил светомаскировки на дорогах;




- разработкой и осуществлением мероприятий по обеспечению безопасного и непрерывного движения на маршрутах ввода сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения), при проведении там аварийно-спасательных и других работ, а также при вывозе из этих очагов пострадавших.

Задача учета потерь населения решается:

- участием в работе штабов по делам ГО и РСЧС в прогнозировании потерь населения в результате применения противником современных средств поражения;

- подготовкой групп учета потерь населения и организацией их работы в военное время;

- разработкой и осуществлением мероприятий по охране общественного порядка в местах массового захоронения погибших граждан;

- сбором, обработкой и направлением в установленном порядке сведений об учтенных потерях среди населения;

- осуществлением персонального учета погибших граждан и связанной с этим справочной и розыскной работой

Для решения особых задач, возложенных на МВД России, созданы специальные службы:

Читайте также: