Плюсы и минусы трудового воспитания

Опубликовано: 17.09.2024

trudava

Труд сделал из обезьяны человека. Каждый человек, ходивший в школу, слышал эту фразу хотя бы раз. Действительно, труд – прямой источник обогащения личности и общества. Причём, как духовно, так и материально. Навыки и знания, полученные в процессе трудового воспитания, могут использоваться не только в ежедневной трудовой деятельности, но и в других сферах деятельности. Наибольшее количество споров по теме трудового воспитания, возникает в области педагогики и образования.

Что такое трудовое обучение?

Одним из великих педагогов, активно использовавших трудовое воспитание, был Антон Семёнович Макаренко. Благодаря своей авторской методике, он успешно воспитал своих воспитанников. А те, вспоминали о своём учителе с теплотой и благодарностью. Но по другую сторону баррикад, стоят любящие родители, постоянно переживающие за своих чад. Не обременит ли их такой труд и пойдёт ли на пользу.

Антон Семёнович Макаренко

Главное отличие детского труда от взрослого, это его организованность. Педагог должен чётко поставить цель труда и условия его организации. В этом деле важен не столько конечный результат, сколько процесс создания маленькой личностью чего то, самостоятельно. Кроме этого, в трудовом процессе, ребёнок учится самодисциплине, работе в команде, умению прислушиваться к более старшим и опытным.

Трудовое воспитание это не только дежурство по классу и ежегодный субботник. Талантливый педагог умеет организовать работу в виде игры, экскурсии, в процессе морально-этической беседы и даже соревнования.

Важный фактор трудового воспитания – беспрерывность и последовательность. Нельзя обращаться к трудовому воспитанию от случая к случаю. Весь процесс должен быть гармоничным.

Трудовое воспитание можно разделить на несколько областей, каждая из которых влияет на разные сферы личности. Примерные области такие:

  1. Умение к самообслуживанию.
  2. Политическая область (Навыки не только для помощи самому себе, но и обществу)
  3. Профессиональное определение (Полезно для профориентации ребёнка)
  4. Работа по дому (Помогает испробовать социальные модели и научиться полезным умениям)

Причём, следует определиться, какую область следует развивать в данный момент, а не хвататься за всё сразу. Помните, что главное системность и последовательность.

Ниже, кратко перечислены конкретные плюсы и минусы трудового воспитания.

Плюсы трудового воспитания

  • Труд положительно влияет на здоровье. Любой труд это физическая активность. Особенно полезна работа на свежем воздухе. А труд на свежем воздухе, несёт двойную пользу.
  • Полученные навыки могут понадобиться в будущем. Занимаясь трудом, ребёнок учится элементарным навыкам самообслуживания. К тому же, это прекрасный способ для развития мелкой моторики.
  • Повышение самооценки. Дети невероятно рады, когда осознают, что способны сделать что то сами. Пришить пуговицу, выполнить поручение учителя или обязанности по дому. Таким образом, ребёнок видит явно результат своего труда. А это приятно не только ребёнку, но даже взрослым.
  • Помощь в выборе профессии. Попробовав себя в самых разных видах трудовой деятельности, дети могут выбрать, которое из них, им больше по душе. Это поможет при выборе будущей профессии и ориентиров в жизни.
  • Развитие умственных способностей. Труд подразумевает определённый алгоритм действий, выполнять которые следует в четкой последовательности. В процессе работы, могут возникать некоторые сложности. Для их решения, нужно всё обдумать, найти наиболее приемлемый путь решения проблемы и сделать шаги по исправлению ошибок или трудностей.
  • Помощь в формировании коллектива и товарищеских отношений. Работая в команде, могут появиться разногласия. В процессе их преодоления, ребята научатся личностным качествам и навыкам социального взаимодействия.
  • Развитие нравственных качеств. Работа на общественное благо, понимает понять, насколько полезную работу проделал ребёнок. Ведь так приятно, порадовать не только себя, но и принести радость кому-то ещё.

Трудовое воспитание

Минусы трудового воспитания

  • Нехватка подготовленных кадров. Браться за такое сложное дело, как трудовое воспитание, может только специально обученный этой методике педагог. Просто так, войти в класс и начать учить труду нельзя. Кроме того, педагог должен обладать личностными качествами, такими как терпение, выдержка и любовь к детям.
  • Недостаток оборудования и мастерских. Этот пункт, касается больше трудового обучения, как школьного предмета. После советских времён, многие школы не обладают современным оборудованием для трудового воспитания. Многие темы в школьных учебниках устаревшие и не учат действительно нужным вещам.
  • Развитие в ребёнке «потребительского» отношения к трудовой деятельности. При неправильной организации трудового воспитания, возможно создание негативного понимания труда. Проще говоря, ребёнок будет делать что то, только за похвалу или вознаграждение. Такое возможно, если в организации трудового воспитания были допущены ошибки.
  • Приоритет труда, над учебной работой. Ребёнок может так увлечься трудовой деятельностью, что перестанет уделять достаточно времени и внимания образовательному процессу. Такой переход, может понизить успеваемость и мотивацию к успеху.

Процесс труда

Вывод

Положительный результат трудового воспитания, зависит от максимальной вовлеченности взрослых. Они должны постоянно контролировать процесс, помогать и наставлять воспитанника. Для воспитания в маленьком человеке трудолюбия, усердия и нравственных качеств, нужна постоянная и систематическая работа. Если же труд носит ситуационный характер, не стоит ждать быстрых положительных качеств.

Кроме того, важно ориентироваться на возраст ребёнка. Иногда нужно заменить жёсткую дисциплину и обязательность, игрой или беседой, коллективным поручением. Важно учитывать все вышеперечисленные советы, плюсы и минусы трудового воспитания. А также понимать, необходимость привития трудолюбия ребёнку.

Гиршанова Ирина Вячеславовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей,описаны виды детского труда,формы организации,задачи и условия трудовой деятельности ребенка.Затронут вопрос разнообразия профессий,уважительного отношения к любой работе.А так же затронута тема важности овладения умениями и навыками трудовой деятельности воспитанников детского дома.

ВложениеРазмер
statya_vsya.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», - считал А. С. Макаренко.

В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства- первостепенная задача педагогики»

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить . Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.

Выделяются следующие виды детского труда:

- самообслуживание (удовлетворение повседневных личных потребностей)

Обучая детей навыкам самообслуживания, необходимо поощрять стремление малышей к самостоятельности, способствовать развитию инициативы. Воспитатель обязательно должен обращать внимание, как ребенок выполняет действие (завязывает шнурки, складывает вещи в шкаф и т.д ), это необходимо для того, чтобы у ребенка не проявлялась небрежность, неряшливость.

- хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка)

Любой труд ребенка следует поощрять, это способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.

Воспитывая любовь к труду, необходимо вызвать у детей желание работать в уголке природы, на участке.

- ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек)

Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей бережно относиться к игрушкам, книжкам, пособиям.

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

- поручения (индивидуальные или совместные)

При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:

- воспитывать привычку к постоянной занятости

- формировать положительное отношение к труду

- воспитывать бережное отношение к результатам труда

- приучать экономно расходовать материалы

- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности

- формировать трудовые умения и навыки

Важно соблюдать определенные условия:

- необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка

- четко и грамотно показывать приемы работы

- воспитывать уважение к людям различных профессий

- уточнять значение труда в жизни людей

- приобщать детей к труду на прогулке

* Индивидуальный труд-это поручение отдельному ребенку.

* Труд рядом-трудятся вместе, но каждый выполняет свое дело.

* Коллективный труд-поручается общее дело, каждый выполняет свое действие с общим предметом.

Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека, начинает подражать им в игре, в реальной жизни, делая попытки мыть, стирать и т.д.

Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Можно провести занятие в виде беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других - результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Можно предложить детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение.

На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда.

В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка)

Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было;

какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.

Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры - формирование представлений о соответствии профессии, потребности в ней.

Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.

Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, необходимо помочь ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка. Постепенно ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста.

Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.

При освоении трудовой деятельности обогащается социальный опыт ребенка, что особенно важно для воспитанников детских домов. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений, знаний ребенок приобретает чувство уверенности, уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых, вне стен детского дома. Труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -М.,1983

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.,1998

Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2006.

Куцакова Л.В Трудовое воспитание в детском саду. -М.,2016

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. М.А.Васильевой.- М.,1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып.


Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет.


Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.


статья «Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста»

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.


Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»

Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра.


Статья. «Значение игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок.



У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.

«Труд» считается достаточно новой образовательной отраслью, и поэтому вызывает множество вопросов у педагогов. Кроме того, их интересует, каким образом как одновременно выполнять требования СанПиНов и ФГТ, которые часто противоречат друг другу.

Разумеется, трудовое воспитание и раньше была неотъемлемой составляющей образования школьников, но в последнее время ее не выделяли в отдельную отрасль образования. Кстати, в большей части стран сам термин «труд» не применяется по отношению к детям школьного возраста, хотя они принимают активное участие по уходу за растениями, знакомятся с различными профессиями, учатся навыкам самообслуживания.

Труд в природе считался одним из приоритетных направлений и был отражен во всех образовательных программах. Он был очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формировалась ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могли сразу же увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой.

Одним из важнейших направлений, отраженных практически во всех образовательных программах, был труд в природе. Пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества разных интересных методических советов по грамотной организации трудовой деятельности, как в нашей стране. При таком труде у детей формировались на только важные личностные качества, такие как бережливость, любовь к живой природе, умение обращаться с разнообразными предметами, приобретались всевозможные трудовые навыки, но самое главное – они могли своими глазами увидеть конечный результат своих трудов, к примеру, посаженные вместе с воспитателем цветы на газоне. По сути, это и можно считать реализацией требований ФГТ «воспитания ценностных отношений к собственному труду». Немаловажным является и тот факт, что детям в современном мире особенно необходимо общение с живой природой. Во многих странах сейчас приоритетным является организация среды таким образом, чтобы дети имели возможность подобного полноценного и очень интересного общения.

Но, к сожалению, на практике получается иначе: новые требования СанПиНов делают труд детей в природе почти невозможным, и теперь единственное что могут делать школьники, это поливать то, что было посажено взрослыми.

И это в стране, где посадка растений, уход за растениями на огороде, на клумбе всегда считались важной частью воспитания.

От этого страдает и патриотическое воспитание, поскольку детям рассказывают «о земле-матушке и кормилице», но брать ее в руки категорически запрещают.

Кроме того, многих воспитателей волнует запрет на содержание аквариумов в школьных учреждениях. Забота о рыбках доступна даже малышам и очень их привлекает, к тому же аквариумы отлично помогают в психологической разгрузке и адаптации детей к школе.

Что же касается традиционного ухода за комнатными растениями, то он, к сожалению, постепенно уходит в прошлое.

Тем не менее, решить универсальные задачи, прописанные в программах и запрещенные СанПином вполне возможно, возложив их на родителей школьников. Согласно наблюдениям, многие родители недооценивают волевые способности детей, стремятся их опекать. Очень часто дети чувствуют себя беспомощными и неуверенными при возникновении трудностей в присутствии родителей.

Говоря о проблеме трудового воспитания, стоит обратить внимание на работы знаменитых отечественных педагогов, психологов и методистов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова и многие другие. К примеру, Н. Крупская во всех своих работах упоминала о необходимости привлечения детей к трудовой деятельности с самого раннего возраста и считала, что новое поколение следует воспитывать людьми, приспособленными к труду.

Как привить ребенку привычку к труду?

Чтобы достичь поставленных целей, перед педагогом ставятся следующие задачи:

    , самостоятельности, умение работать в коллективе.
  1. Формирование у детей практических и трудовых умений.
  2. Развитие положительных черт характера: отзывчивости, заботы, трудолюбия.
  3. Закрепление бережного отношения к предметам, как к результатам труда людей.

Для того, чтобы показать детям суть любого труда педагог:

  1. Вызывает у детей желание выполнить ту или иную работу.
  2. Раскрывает детям ценность, серьезность и важность труда.
  3. Развивает способность заранее видеть конечные результаты своих трудов.
  4. Обучает четкому планированию своих действий.

Решить все эти сложные задачи только с помощью вербальных методов невозможно, поскольку необходимы еще и наглядные методические примеры. Для этого с родителями проводят своеобразное собеседование и просят заполнить анкету.

Виды совместного труда детей и родителей

К сожалению, в семьях пока недостаточно развит совместный труд детей и их родителей, а он очень важен, ведь с его помощью можно удовлетворить естественную потребность детей в общении со своими родителями.

Увы, ручной труд, такой как шитье, изготовление поделок из природных материалов и т.д. распространен в семьях меньше бытового труда. Хотя детям он нравится куда больше, и выполняется с особым старанием.

Очень важно для полноценного развития личности уход за растениями и домашними животными. Подобный труд развивает как гуманные качества, такие как доброта, отзывчивость, любовь, забота, но и волевые – ответственность, самостоятельность, организованность. Подобный труд распространен и в городской, и в сельской местности. Разумеется, взрослые должны помогать ребенку в его трудовой деятельности, тем самым мотивируя его в доведении любого начатого дела до необходимых результатов.
В семье есть все условия для того, чтобы привлекать детей школьного возраста к труду, поскольку ребенок может наглядно убедиться в пользе своих действий для всех членов семьи.

Обычными мотивами труда школьников в семье служат любовь и забота по отношению к остальным членам семьи. В семейном кругу дети любят заниматься таким трудом, который почти не распространен в школах – моют и вытирают посуду, помогают готовить пищу, покупать продукты.

Организация труда в детском коллективе

Чтобы понять, на каком уровне находятся трудовые умения и навыки детей, с ними проводятся тестирования, после чего планируется дальнейшая работа. В группе создаются условия, необходимые для полноценного трудового воспитания, используются разнообразные формы организации трудовой деятельности – дежурства, труд в коллективе. Детей необходимо учить трудиться вместе, помогать и поддерживать друг друга.

При организации труда в детском коллективе педагогу необходимо выделить несколько последовательных этапов:

  • распределить работу между всеми участниками;
  • проследить за выполнением детьми различных заданий;
  • обсудить результаты трудовой деятельности.

Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.

Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника.

По трудовому воспитанию можно посоветовать такую художественную литературу, как «Чем пахнут ремесла» Дж. Родари, «Кем быть?» М. Маяковского, «Отцовское поле» В.Н. Крупина, «А что у вас?» С. Михалкова, и др.

При ознакомлении школьников с трудом взрослых полезно применять цепочку взаимосвязей трудов людей различных профессий. К примеру, на вопрос, «откуда взялся хлеб?» ребенку можно рассказать, что те булочки, которые покупают в магазинах, это результат труда множества людей – колхозники вспахивают поля, сеют пшеницу, собирают урожай, везут на мукомольную фабрику, где зерно становится мукой, пекари из этой муки делают хлеб, грузчики загружают его в машины, везут в магазины, где их и предлагают нам продавцы. При таком подходе у детей формируются представления о том, что любой труд почетен и нужен.

Отличный эффект могут дать и музыкально-литературные концерты, спектакли, комплексные занятия.

Вообще, давно известно, что нравственное и трудовое воспитание детей реализуется гораздо успешнее, если применять оригинальные формы работы, такие как викторины, КВН, выставки, дни открытых дверей.

По опыту психологов можно отметить, что наиболее успешным трудовое воспитание может быть только при совместной работе семьи и школы.

Роль семьи в трудовом воспитании детей

Педагог должен убедить родителей, что трудовое воспитание имеет чрезвычайную важность для формирования волевых и нравственных качеств ребенка, и помочь им понять психологическую роль труда в подготовке к обучению в школе.

Для начала педагог посещает семьи воспитанников и изучает условия, созданные для домашнего труда, участвует ли ребенок в трудовой деятельности семьи, каким образом родители объясняют ребенку необходимость школьного обучения, какие трудности есть в воспитании, на чем необходимо заострить внимание в первую очередь, какую помощь родители хотели бы получить от педагогов школы. В планировании работы с родителями важную роль играют также беседы, консультации, родительские собрания, на которых все участники могут поделиться своим опытом и знаниями.

Зачастую у детей недостаточно развиты нравственные и волевые качества в силу того, что родители не могут правильно воспитать ответственность, настойчивость, самостоятельность. Типичной ошибкой является использование только словесных методов. Злоупотребление отрицательными оценками не повышает старательность и ответственность детей, а лишь ведет к негативному отношению к труду как к таковому.

К сожалению, в семьях пока еще недостаточно развит совместный труд детей и родителей, но не стоит его недооценивать, поскольку детям необходимо полноценное общение со взрослыми, которые, в свою очередь, могут держать детскую деятельность под контролем.

Как правило, согласно ответам родителей, на самом первом месте среди труда школьников в семье стоит самообслуживание, затем – уборка помещения и игрушек, а остальные виды трудовой деятельности почти не задействованы.

Шитье, вышивание, изготовление разнообразных поделок из тканей, бумаги, природных материалов и другой подобный ручной труд, к сожалению, распространен в семьях еще меньше бытового. Хотя это совершенно напрасно: занимаясь подобно деятельностью, ребенок может своим руками сделать подарки своим близким, родителям, друзьям, ровесникам из школы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем инициативности, усидчивости, настойчивости и множества других важных волевых и нравственных качеств, и черт характера.

Уход за комнатными растениями и домашними животными тоже может внести свой вклад в развитие детской трудовой деятельности. В городе у большинства семей обычно есть домашние животные и уж тем более комнатные растения. Но, увы, как правило, ухаживают за ними только взрослые, поскольку не доверяют детям, считая, что те могут испачкаться, обжечься и т.д. Но этот вид труд очень важен, он воспитывает не только гуманизм, доброту, любовь ко всему живому, но и укрепляет волю, развивает самостоятельность, ответственность за свои поступки. К тому же, подобный труд распространен повсеместно – как в городах, так и в сельской местности, и всегда служат удовлетворению потребностей не только детей, но и всех членов семьи, способствует их объединению, и, без сомнения, улучшает и укрепляет отношения.

Взрослым членам семьи тоже важно привносить в труд школьников некие нравственные мотивы, уделяя внимание, помогая, проявляя заботу, сочувствие, тем самым мотивируя ребенка на доведение абсолютно любой работы до качественного результата, а не бросать дела на полпути.

Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будут развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов.

В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.

Положительным результатом проведенных работ также будет посещение воспитанников кружков типа «Умелые руки», умение вязать, вышивать, выжигать по дереву, выпиливать лобзиком и т.д.

Трудовое воспитание – мифы и правила

Что такое трудовое воспитание. Дети сажают деревья

Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.

Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.

Психологическая готовность к труду

Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.

Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:

  1. Беседа;
  2. Игра;
  3. Бытовой труд;
  4. Экскурсии на производство и на рабочие места;
  5. Техническое творчество.

Схема: Стандартные средства трудового воспитания

Сферы трудового воспитания

Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:

  1. Навыки самообслуживания. Под самообслуживанием мы понимаем не только умение умыть лицо и завязать себе шнурки на ботинках. Поддерживать чистоту там, где ты находишься, убрать за собой, подготовить свое рабочее место, починить то, что сломано.
  2. Политехническое воспитание. Часть трудового воспитания, ответственная за научную теоретическую часть труда. Овладения техниками и методами осуществления какой-либо деятельности, стратегиями, формулами производства.
  3. Домашний труд. Мы называем это проще – посильная помощь родителям. Это все, от собирания игрушек (для дошкольников) до уборки и приготовления пищи.
  4. Профессиональный труд. Обучение профессиональным навыкам. Вот здесь, как раз, можно вспомнить те самые уроки труда, когда девочки пекли печенье и шили фартуки, в то время как их одноклассники познавали свойства дерева и металла, создавая своими руками свои первые предметы повседневного быта.
  5. Общественно – полезный труд. Это как раз то, вокруг чего не умолкают нынче споры. Общественно-полезный труд – это деятельность, направленная на блага всего общества. Убрать мусор на пришкольном участке, собрать упавшие листья, сделать скворечник для птиц. – О необходимости общественно полезного труда сегодня много говорят. Многие мамы считают, что, принимая участие в общественных деяниях, делая что-то не для себя, а для общества в целом, каким-то образом унизит достоинство их детей. Такая семейная политика весомо подрывает воспитательный уровень, что негативно складывается на моральном облике нашего общества.

Функции трудового воспитания

Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:

  1. Позитивное воздействие труда на физическое здоровье человека (работа на свежем воздухе, физическая активность);
  2. Развитие умственных способностей человека;
  3. Стимулирование нравственных качеств;
  4. Повышение самооценки (ощущение собственной значимости, чувство гордости за свой труд, заложение фундамента для будущей материальной базы);
  5. Развитие коллективных (товарищеских) отношений, умение работать в команде, распределять обязанности, организовать совместную работу;
  6. Помощь в профессиональном самоопределении.

Схема: Функции трудового воспитания

Роль семьи в трудовом воспитании

Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.

Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.

Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.

Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.

Родители, это выгодно вам

Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».

Картотека занятий по трудовому воспитанию в средней группе

В детском саду дети должны освоить разные навыки. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе направлен на выработку самостоятельности. Специальные задания приучают малышей к самообслуживанию.

Трудовая деятельность в подготовительной группе

Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду

Цели и задачи трудового воспитания дошкольников

Воспитывать трудолюбие в детях нужно с самого раннего возраста. Домашнее приучение к самостоятельности начинается с тренировки навыков самообслуживания, обеспечивающих бытовую независимость

Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Ребенок любого возраста больше всего любит играть. Вся педагогическая деятельность основывается на преподнесении детям важной и серьезной информации в форме игры, чтобы малышам было проще

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей в семье

Не каждый родитель знает, как научить ребенка трудиться. В таком обучении помогают воспитатели детского сада и потом учителя в школе. Специально разработанные консультации содержат полезные

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней

Трудовое воспитание в школе

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению

Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся.

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход

Средства трудового воспитания детей

Автор: Кобзарь Татьяна Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29 "У Лукоморья"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск
Наименование материала: Круглый стол
Тема: "Воспитание детей в труде, "за" и "против"
Дата публикации: 18.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Круглый стол. «Воспитание детей в труде, «за» и «против»

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом,

вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это

привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному

миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность

воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к

учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии

становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные

качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не

пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и

благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя

удивительный мир окружающей действительности.

Сегодня я вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания ребёнка.

А для чего? Как это сделать? Какие возможности имеет трудовое воспитание?

Ответы на эти вопросы мы постараемся найти совместно в ходе нашей

беседы. Тема нашей беседы звучит так: «Воспитание детей в труде, «за» и

1.Вопрос: «Что такое трудовое воспитание?»

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у

детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду

как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к

труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

2. А теперь скажите мне «Цель трудового воспитания?» - формирование у

детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование

трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Назовите виды детского труда?

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и

А теперь мы с вами охарактеризуем каждый вид детского труда.

4.Что такое самообслуживание?

Одним из самых важных направлений воспитания ребенка является

формирования навыков самообслуживания. Навыки и умения

самообслуживания прививаются воспитанникам с самого раннего возраста.

Привитие навыков и умений самообслуживания у детей в младшем возрасте

происходит путем проведения с ними различных игровых упражнений во

время раздевания, одевания, приема пищи и соблюдения, элементарных

правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т. п.). В

процессе одевания и раздевания особое внимание направленно

на последовательность действий.

При обучении воспитанников гигиеническим навыкам очень

важно учитывать их психологические особенности. Особенности восприятия,

памяти и мыслительной деятельности требуют от педагога сдержанности,

терпения, порой и многократного повторения одного упражнения. Поэтому

педагог должен строить общение с ребенком на доступном для него языке.

Очень важным является создание благоприятной атмосферы во время

занятия. Наряду с этим, при гигиеническом обучении у ребенка должен

формироваться мотив к оздоровительной деятельности на основе

потребности в сохранении и укреплении здоровья. Это, в свою очередь будет

способствовать постановке значимых целей и определению путей их

Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку

ребенка, является важным шагом на пути его к независимости.

5. «Что включает в себя понятие «хозяйственно-бытовой труд?»

С бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет

ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером.

Привычка трудиться и умение делать что-то своими руками пригодятся в

любой профессии, и, кроме того, труд в огромной степени содействует

умственному развитию ребенка: обдумывание действий, последовательность

выполнения, мышление, логика, находчивость и многое др., т.е.

мыслительные операции. Мы можем сделать вывод: труд – умения,

навыки, умственное развитие.

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем

привычку трудиться, а вместе с ней – мы формируем благородные

побуждения, такие как, забота о близких, умение прийти на помощь и т.д.

6. «Для чего необходимо приучать ребёнка трудится в природе?»

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и

животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое

значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания

бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием

растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по

характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления

о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

7. «Что такое ручной и художественный труд?»

Это изготовление предметов, сувениров, подарков из разнообразных

материалов и др. По своему назначению является трудом, направленным на

удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует

Читайте также: