Причины профессиональной деформации педагога

Опубликовано: 02.07.2024

«Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А.

Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К. Ахметова, 2012, профессия педагога – одна из наиболее деформирующих личность человека и профессионала

Профессиональная деятельность оказывает самое большое влияние на человека. В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, которые негативно влияют на психическое здоровье человека. Если профессиональная роль значима для него и выполняется в течение длительного периода, то это оказывает большое влияние на психический облик человека, его установки, мотивы деятельности.

Профессиональная деформация личности связана с действием подсознательных механизмов психологической защиты, вследствие которых появляются стереотипы поведения, препятствующие творческой деятельности, а также приводящие к изменению содержания сознания.

Профессиональная деформация преподавателя может быть представлена как искажения в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность, а также социальную адаптивность педагога. Она представляет собой измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности педагога.

К основным профессиональным деформациям в педагогической деятельности можно отнести духовное окостенение, амбициозность и авторитарность, формализм и конформизм, увеличивающийся с годами консерватизм, специфическое построение речи, связанное с привычкой к упрощенному подходу к проблемам, избыточную обобщенность в восприятии своих учеников (усредненность, формализация отношения; сглаженное восприятие непохожести, индивидуальных черт, своеобразия личности ученика).

Основные профессиональные деформации педагога:

1) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

2) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

3) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

4) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).

5) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.

6) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

7) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

8) Некомпетентность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.

Как уже было выше упомянуто, одним из факторов профессиональной деформации является переутомление, хроническая усталость, не умение распределять своё время и досуг.

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:

Для профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагогов важно организовать в образовательном учреждении целенаправленную работу в этом направлении. В качестве методических средств, способствующих реализации вышеназванных задач профилактической работы, важно выбрать активные методы группового обучения – деловые игры и тренинги, творческие мастерские, профессиональные конференции, обмен опытом, дискуссии на актуальные педагогические темы, курсы повышения квалификации.

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).

2. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия»).

3. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.

4. Использование инновационных форм и технологий обучения.

5. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

6. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь, усталости, головной боли, бессонницы и т. д.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;

- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;

- немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;

- неразрешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Индивидуальный маршрут педагога по изучению «Профессионального стандарта педагога» Индивидуальный маршрут педагога по изучению» Профессионального стандарта педагога» Функции Методы, приемы. Трудовая функция (Обучение).

Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ» Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной.

Мои профессиональные успехи
Мои профессиональные успехи Ежегодно в нашем городе проходит конкурс на присуждение Гранта Главы городского округа «Город Клинцы Брянской области» «Лучшее общеобразовательное.

Портфолио педагога Портфолио воспитателя МБДОУ КУрагинский детский сад №7 "Рябинка" комбинированного вида - Захаровой Татьяны Валерьевны. В портфолио представлен.

Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх Известно, что основными функциями речи являются ком-муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи.

Проект программы «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов» Введение Сложный период в экономической и социальной жизни России привел к массовому приобщению детей и молодежи к употреблению алкоголя,.

Профессиональные результаты и достижения Авторские публикации: МБУ «Методический центр» УOиДО г. Норильска «Организация предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Программа развивающих занятий на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей 3–6 лет Занятие 1 Игра «Знакомство» Цель: развитие эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений. Дети передают друг другу мяч и.

Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Педагог-наставник Воронович Валентина Михайловна Лицо,.

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Среди преподавателей бытует выражение "педагог - это не профессия, а образ жизни". Чаще всего это означает, что не только на работе, но и дома преподаватель остается педагогом, то есть, оценивает, поучает, наставляет всех домашних и родных. И это верный симптом того, что в психологии называется "профессиональной деформацией личности".

Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой. Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Кроме того, причиной может быть особенность отношения педагога к своей деятельности, а не количество работы. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки , стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения . Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение;

б) нравственно-этическое старение;

в) профессиональное старение.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитателей, так и на половую самоидентификацию детей.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Как же проявляется профессиональная деформация? Чаще всего встречается статусная деформация , когда педагог не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное .

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности педагога к конкретным условиям педагогической деятельности, в результате у него формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в профессиональной среде модели поведения.

При более глубоком уровне деформации у педагога появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией , личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром "эмоционального выгорания".

2. Профилактика профессиональной деформации педагога

Профилактика профессиональной деформации педагога является одной из наиболее важных задач.

Первыми признаками являются переутомление, неспособность сконцентрировать свое внимание. Работоспособность педагога падает, особенно это ужасно для нас, людей, работающих с детьми. Раздражительность, чувство тревоги передается детям. Методов, которые помогут уберечься от выгорания и профессиональной деформации немало.

Прежде всего, нужно научиться уважать свои желания и потребности. Быть уверенным, что тебя любят таким, какой ты есть и не благодаря успехам. Стараться не зависеть от одобрения окружающих. Рациональная организация времени, совмещение работы с отдыхом, своевременное переключение на другие виды деятельности, реализация себя одновременно в нескольких направлениях — вот что нужно для профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации педагога. Важно выяснить стресс — факторы, потому что лучше предупредить, чем потом доводить ситуацию до стресса. Найти факторы, обусловливающие возникновение такого состояния, проанализировать ситуацию. Нужно учиться использовать свое время, не позволять времени использовать нас, оставлять свободное время в своем рабочем расписании. Стараться не забывать приятных моментов, определиться и со временем для семейного отдыха.

Какие же приемы можно использовать для профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации?

- Не давать негативным мыслям овладеть нами.
- Анализировать ситуации, которые нас беспокоят, найти в них что-то положительное.
- Вспомнить все хорошее и приятное, что произошло.
- Изменить привычные способы действий: маршрут к месту работы, формы проведения занятий, семинаров, педсоветов, взаимодействия с детьми и т.д.
- Подружиться с юмором, посмотреть кинокомедии.
- Обратиться с просьбой к администрации — скорректировать расписание так, чтобы было свободное время для отдыха.
-Уметь принимать помощь.

Среди эффективных техник профилактики деформации выделяют такие:

- Анализ собственной профессиональной ситуации.
- Развитие умения управлять собственным временем.
- Сознательная организация досуга.
- Создание группы социальной поддержки.
- Использование отдыха от работы и других нагрузок.

Профессиональная деформация учителя

Когда человек осваивает какую-либо профессию, в структуре его личности неизбежно происходят изменения: развиваются качества, которые необходимы для успешной трудовой деятельности. В то же время разрушаются структуры, которые не принимают участие в этом процессе. Потерю целостности личности в данном случае следует рассматривать как профессиональную деформацию.

Что такое профессиональная деформация?

Под профессиональной деформацией личности (ПДЛ) понимают изменение ее структуры, которое возникает в результате длительного выполнения профессиональных обязанностей. Простыми словами, профессия как бы укрепляется во всех сферах жизни человека. Из-за этого появляются искажения в характере человека, его мотивации, поведении, общении, стереотипах восприятия, шкале ценностей. Все происходящее вокруг начинает восприниматься через призму профессиональной компетенции. Такое часто бывает с учителями, которые много времени посвящают работе.

Чем опасна профессиональная деформация?

От профессиональной деформации страдает не только сам человек. Негатив распространяется и на окружающих его людей, особенно на близких: совместные выходные с семьей, встречи с друзьями и даже простое ведение быта – все это становится сложным, а в самых серьезных случаях просто невозможным. Педагогам с ПДЛ трудно открывать для себя что-то новое, радоваться успехам (как своим, так и чужим), уделять время себе. Самое печальное, что они зачастую просто не осознают факт изменений, происходящих с ними. Признаться, что с тобой что-то не так, под силу не каждому. Полное погружение в профессию приводит к тому, что их жизнь и жизнь их близких становится невыносимой.

Высокий уровень профессионализма является одним из факторов развития деформации личности, но важно понимать, что можно оставаться высококлассным профи и при этом сохранять личностные качества.

Чем опасна профессиональная деформация? изображение

Риски профессиональной деформации личности

Что может привести к ПДЛ педагога? Психологи выделяют несколько групп причин, провоцирующих появление изменений:

  1. Социальное старение. В эту группу входят ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменения в эмоциональной сфере;
  2. Нравственное и эстетическое старение. Под ним понимается скептическое отношение к современной молодежи и субкультурам, преувеличение заслуг своего поколения, постоянное противопоставление реальности прошлому;
  3. Профессиональное старение – отказ от принятия нововведений, трудности в освоении новых средств труда.

Профессиональная деформация возникает из-за чрезмерного чувства ответственности за результаты своей работы. Педагог боится совершить ошибку, поэтому постоянно находится в напряжении. Изменения также происходят из-за огромного потока новой информации, которую нужно усвоить, сужения профессиональных интересов до узкой специализации. ПДЛ часто связана с необходимостью регулярных подработок, высоким темпом жизни и необходимостью быстро реагировать на изменяющиеся ситуации и принимать решения. Эти и многие другие факторы сильно влияют на личность педагога и приводят к нарушениям структуры их личности.

Что делать педагогу?

Профессиональная деформация личности педагога на самом деле является серьезной проблемой. Кто-то не замечает изменений, кто-то принимает их, кто-то страдает от этого, но не предпринимает никаких шагов. Рано или поздно такое поведение приведет к срыву. Педагогам, работающим с детьми и студентами, нельзя допускать его: негатив обязательно отразится на учениках, профессиональной деятельности в целом, отношениях с коллегами. Это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Работа по преодолению профессиональной деформации личности должна также включать избавление от стресса: полезно составлять списки дел на день, неделю или месяц – так снимается напряжение, и человек видит, что он уже сделал. Можно освоить техники правильного дыхания и проводить «сеансы релакса» каждый вечер. Также следует пересмотреть свой рацион: заменить кофе на зеленый чай, исключить жирные блюда и добавить больше овощей и фруктов.

Психологи рекомендуют педагогам проявлять творческую активность и стараться выполнять рутинные задачи каким-то непривычным для себя способом: мозг будет искать новые решения, а риск эмоционального выгорания сведется к минимуму.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Олексюк З. Я., Боброва В. В., Кендербекова Ж. Х., Баймуканова М. Т.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, Караганда, Республика Казахстан

(100003, Караганда, 11 квартал – д.7, кв. 61), e-mail: Oleksyuk_Z@mail.ru

Модернизация системы казахстанского образования выдвигает особые требования к личности педагога, в том числе и педагога-дефектолога. Это обусловлено новыми и все более сложными задачами, стоящими перед учебно-воспитательными учреждениями. Признается важность педагогического профессионализма, наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-педагогическую грамотность и профессиональную рефлексию. Учитывая стрессогенный характер деятельности педагога, в ней потенциально заложена вероятность развития профессиональной деформации личности, что нарушает ее целостность, снижает адаптивность, ухудшает межличностное взаимодействие и отрицательно сказывается как на продуктивности деятельности в целом, так и на психологической адекватности педагогических поступков. В статье рассматриваются индивидуальные деформации педагогов-дефектологов, связанные с особенностями профессиональной деятельности. Под влиянием выполнения профессиональной деятельности, педагоги специального образования сталкиваются с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия. Анализируются специфические изменения личности педагога при профессиональной деформации. Эти явления, характеризуются стойкостью, стабильностью существования, могут входить в структуру самых разных ситуаций. Определены причины возникновения деформаций у педагогов-дефектологов.

Ключевые слова: профессиональная деформация, дефектолог, профессиональное развитие, коллектив, эмоциональное выгорание.

PROFESSIONAL DESTRUCTION OF TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST

Oleksyuk Z. Y., Bobrova V. V., Kenderbekova Z. K., Baimukanova M. Т.

Academician E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Republic of Kazakhstan (100003, Karaganda, section 11 – building 7 – flat 61), e-mail: Oleksyuk_Z@mail.ru

Modernization of Kazakhstan education system puts special demands on the personality of the teacher, including the teacher-speech pathologist. This is due to new and increasingly complex challenges faced by educational institutions. Recognizes the importance of teacher professionalism, specialized knowledge and broad erudition, the formation of the professional behavior in general, including empathy, psychological and pedagogical competence and professional reflection. Given the stressful nature of the teacher, it potentially lies the risk of professional deformation of the personality, which violates the integrity, reduces adaptability affects interpersonal interaction and affects both the productivity activities in general, and on the adequacy of psychological pedagogical actions. The article deals with individual teacher-speech pathologists’ deformations associated with the peculiarities of professional activity. Under the influence of professional activity, special education teachers are faced with emotional stress, which can have either a positive or negative impact. It is analyzed the specific changes in individual teacher professional deformation. These phenomena, which are persistent, stable existence, may be part of the structure of different situations. Determine the cause of strain in teachers-pathologists.

Key words: professional deformation, pathologist, professional development, group, emotional burnout.

В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет. Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РК «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», в котором отражены основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития и образования в Казахстане [1].

В связи с модернизацией системы образования возникают новые образовательные парадигмы, происходит смена методологических приоритетов, предъявлены высокие требования к педагогам школы, в том числе и специальной, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

Любая профессиональная деятельность, помимо физических и психологических особенностей, имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “человек – человек” зависит от качеств того и другого. Профессию педагога относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А. С. Шафрановой. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств, а современный педагог – целым веером способностей, знаний и навыков. При этом очень редко говорят о том, каково самим педагогам быть идеальными, каких затрат духовных, физических и моральных это требует от педагога. Любое давление на личность учащегося – это насилие, а как быть с личностью педагога, по мнению которых за долгие годы работы в школе их личностные особенности значительно трансформируются и зачастую не в лучшую сторону.

В связи с тем, что на сегодняшний день состояние проблемы профессиональной деформации педагогов-дефектологов не являлось предметом специального изучения, необходимо изучение ряда вопросов:

- какие симптомы доминируют у педагогов, деятельность которых находится в рамках специального образования;

- время наступления (стаж, образование), и как проявляется профессиональная деформация;

-какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить профессиональную деформацию;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное “выгорание” не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

В современном психолого-педагогическом словаре такая трансформация определяется как «профессиональная деформация».

Профессиональная деформация – это когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности [5].

К признакам профессиональной деформации относятся как нарушения в деятельности и поведении человека, так и профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественным мнением.

Е. А. Климов [3], Э. Ф. Зеер [2], Е. П. Ермолаева [4] и др. исследователи отмечают, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, оказывает деформирующее влияние на человека в целом. Профессиональное развитие – это и приобретение, и потери, а значит, становление профессионала сопровождается не только совершенствованием, но и разрушением. Многие из качеств человека оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности деятельности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут постепенно трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Происходит то, что называют деструкцией (от лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) [2].

Опираясь на аналитический обзор научной литературы, нами предпринята попытка установить закономерности проявлений профессиональной деформации, условий и обстоятельств, вызывающих ее.

В исследовании принял участие педагогический коллектив ГУ ОСШИ № 3 для детей с ОВР и ГУ СОШ № 73. Всего экспериментом было охвачено 99 человек (56 – учителей, 43 – воспитателей) – ГУ ОСШИ № 3 для детей с ОВР и 44 педагога ГУ СОШ № 73. Возрастной диапазон испытуемых от 22 до 69 лет, стаж педагогической работы от 1 года до 60 лет. Заметим, что на момент эксперимента не все педагоги имели дефектологическое образование.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика "Ценностные ориентации" (Рокич), диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) и разработанная нами анкета, которая включала в себя такие вопросы, как: образование, педагогический стаж общий и в данной организации, каково количество рабочих часов за неделю, какими качествами должен обладать дефектолог.

Результаты исследования анкетирования позволяют констатировать следующие причины ранней профессиональной деформации:

на трудовом поприще молодой специалист сталкивается с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия. К позитивным сторонам, их еще отождествляют с “личным ростом", относят: более глубокое осознание себя, как педагога, понимание окружающих людей и происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, появление новых форм самореализации. Негативными последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, отнесли полифункциональность педагогической профессии в специальной школе. Современный педагог-дефектолог одновременно должен выполнять функции учителя-предметника, воспитателя, классного руководителя, руководителя кружка, а порой и общественного деятеля, что приводит к длительной психической напряженности.

Педагог является частью педагогического коллектива, отличительная особенность которого состоит в специфике профессиональной деятельности, а в нашем случае в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями в развитии. К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей и воспитателей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения. Указали на чрезмерную загруженность 56 % молодых специалистов и 34 % педагогов со стажем.

Специфической особенностью любого педагогического коллектива в наше время, к сожалению, является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины.

На характер структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических коллективах больших школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более, куда входят молодые и опытные преподаватели, имеющие разный уровень квалификации. Здесь уместно коснуться вопроса социально-психологического климата в педагогическом коллективе, т.к. для появления деструкций это стоит не на последнем месте.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки.

Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; неприятие, непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям.

31 % воспитателей указали, на наш взгляд, на существенный фактор в появлении профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью. Функциональные обязанности воспитателя предполагают не только воспитание ребенка, но и помощь, а порой и решение его внутрисемейных проблем. Очень часто дети с ОВР из социально-неблагополучных семей (алкоголизм, асоциальное, а нередко и криминальное поведение родителей, психические расстройства у самих родителей).

Безусловно, существуют и положительные индивидуальные деформации в коллективе. Для 10,4 % педагогов характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Этих людей отличает умение выйти за пределы нормативной деятельности. Они тонко улавливают преимущества и недостатки педагогических нововведений, способны самостоятельно осваивать, создавать и внедрять новые технологии. В процессе активной реализации своей профессиональной педагогической деятельности происходит возникновение акцентуаций, таких как сверхответственность, сверхчувствительность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и другие. Эта категория педагогов продуктивно долго работать не может из-за наступающего синдрома эмоционального выгорания, который ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

К числу факторов, предрасполагающих к деформациям, следует отнести напряженность, излишний критицизм со стороны более опытных коллег, что приводит к конфликтам, или "климатическим возмущениям" в педагогическом коллективе.

Конфликты могут быть следствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между учителями, воспитателями по поводу самой педагогической деятельности.

Профессиональные конфликты возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. Конфликты ожиданий – поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Конфликты личностной несовместимости возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Несдержанность, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе данной группы конфликтов.

Кроме того, активное использование педагогами импульсивных и агрессивных действий для разрешения кризисных ситуаций приводит к тому, что педагоги начинают воспринимать агрессию как естественную реакцию на трудную ситуацию.

Неудовлетворенность или частичная неудовлетворенность работой может явиться причиной профессиональных деформаций. Она негативно влияет на индивидуальность, профессиональную успешность и межличностные отношения в коллективе.

Результаты методики Бойко дают подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Позволим обратить внимание на отдельно взятые фазы выгорания: напряжение, реминисценция, истощение.

Фаза напряжения, которая характеризуется нарастающим напряжением: неудовлетворены собой – 12 % испытуемых, подвержены тревоги и депрессии – 22 %, «загнанность в клетку» наблюдается у 9 %.

Фаза реминисценции – явный признак «выгорания»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 48 %, эмоционально-нравственная дезориентация – 18 %, расширение сферы экономии эмоций – 39 %, редукция профессиональных обязанностей – 56 %.

Фаза истощения характерна для падения общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы: эмоциональный дефицит – 14 %, эмоциональная отстраненность наблюдается у 64 %, личностная отстраненность (деперсонализация) – 13 %, психосоматические и психовегетативные нарушения – 9 %.

Таким образом, количественные показатели, подсчитанные для разных фаз формирования синдрома «выгорания», указывают на преобладание в исследуемых педагогических коллективах фаз истощения и реминисценции.

Следовательно, важно проводить работу по диагностике и профилактике возникновения данного явления.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, коллеги, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные – дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.

Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

В настоящее время разрабатываются рекомендации, адресованные администрации школ, так как считаем, что организационные изменения, которые следует провести руководству школы, могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов коррекционной школы.

Мирза Н. В., д.п.н., профессор, КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Шкутина Л. А., д.п.н., профессор, КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.


1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.
2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, что снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.
3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.
4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.
5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.
6) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).
7) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
8) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.
9) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.
11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.
12) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.
13) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;
14) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
15) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. 16) Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».
17) Некомпетенность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.
Как уже было выше упомянуто, одим из фукторов профессиональной деформации является переутомление, хроническая усталость, не умение распределять своё время и досуг. В этом могут помочь способы снятия напряжения, усталости за короткое время, например:
1) Время выполнения – 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.
Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень…Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.
Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.
Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово “спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.
2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.
Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?
Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.
Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, возможно, их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя дикту¬ется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в пря¬мой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.
Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:
1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).
2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.
3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры, в том числе салонные как «Мафия»).
Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии).
4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.
7. Использование инновационных форм и технологий обучения.
8. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.
10. Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции.
Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций.
Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:
1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.
3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе[4] .


Упражнение «Моя профессиональная роль»
Каждому выдаётся карточка, на которой зафиксирована определённая профессиональная коммуникативная позиция: «Помощник», «Мама», «Воспитатель»,«Авторитет», «Идеал»,«Предметник», «Сухарь, «Друг», «Судья», «Интеллектуал», «Добряк», «Наблюдатель»,«Посредник между учеником и родителем» и.т.д. Каждый объявляет свою позицию: «самый лучший учитель…(называет свою позицию), потому что…. Следующий по кругу: «А я не согласен, потому что…. Самый лучший учитель…» И так пока круг не замкнётся.
Обсуждение: какие ассоциации вызвала роль (с собой, с кем то из коллег, учителей из детства), какие рабочие ситуации вспомнились?
В конце снять со всех роли: «Я не только Помощник» и т.д.
Вывод. Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции профессиональных деформаций должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности педагога, а учет влияния профессиональных деформаций на качество преподавания любого предмета, - предметом психологических исследований ближайшего будущего.

Список использованных источников
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240с.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272с.
3. Рыженко С.К. Статья. Профессиональные деформации и пути их преодоления // Курсы тьютеров., 2010 год.
4.Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. – С. 22–24.

Читайте также: