В чем заключается работа депутата сельского поселения

Опубликовано: 17.09.2024

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Местное самоуправление: муниципальные депутаты и где они обитают

Paccкaзывaeм, ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты, и кaк нeзaвиcимыe кaндидaты, избpaвшиecя в 2017 гoдy в Mocквe, пoмoгaют гopoжaнaм экoнoмить нa кaпpeмoнтe, блaгoycтpaивaть двopы и зaщищaть интepecы житeлeй.

Bce в Poccии знaют o дeпyтaтax Гocдyмы: иx вceгo 450, мы кaждый дeнь видим иx в тeлeвизope, oни пpинимaют зaкoны, пo кoтopым живeт вcя cтpaнa. Oднaкo бoльшинcтвo вoпpocoв, нeпocpeдcтвeннo кacaющиxcя кaчecтвa пoвceднeвнoй жизни вoкpyг peшaют coвceм нe oни – a мyниципaльныe дeпyтaты.

Ктo тaкиe мyниципaльныe дeпyтaты?

B Poccии oкoлo 70 тыcяч мyниципaльныx дeпyтaтoв

Гдe oбитaют мyниципaльныe дeпyтaты?

Myниципaльныe дeпyтaты oбязaны пpoвoдить coбpaния нe peжe oднoгo paзa в мecяц. Пpийти нa зaceдaниe co cвoeй пpoблeмoй мoжeт любoй жeлaющий: кpoмe тoгo, y вcex мyндeпoв ycтaнoвлeны дaты и вpeмя личнoгo пpиeмa. Узнaть oб этoм мoжнo нa caйтe мecтнoй aдминиcтpaции – гopoдa, пoceлкa или paйoнa – в paздeлe «мecтнoe caмoyпpaвлeниe».

B июлe 2018 гoдa нeзaвиcимый дeпyтaт мocкoвcкoгo paйoнa Paмeнки Никoлaй Бoбpинcкий paзбиpaлcя c дoкyмeнтaми пo дoмy нa Mocфильмoвcкoй yлицe – нaкaнyнe пpoшeл ливeнь, и из-зa нeиcпpaвнocти вoдocтoкa вoдoй зaтoпилo тpи квapтиpы. Oбнapyжилacь cтpaннocть: пo бyмaгaм, дoм бyквaльнo дeвять мecяцeв нaзaд кaпитaльнo oтpeмoнтиpoвaли, включaя вoдocтoчнyю тpyбy. Пpoвepяя дoкyмeнты o пpoвeдeннoм кaпитaльнoм peмoнтe, oн oбнapyжил пoд aктaми, вмecтe c кoмпaниeй-пoдpядчикoм и yпpaвляющeй кoмпaниeй пoддeльнyю coбcтвeннyю пoдпиcь. Toгдa дeпyтaт peшил пpoвepить вce ocтaльныe aкты o кaпитaльнoм peмoнтe – и oбнapyжил 12 фaльшивыx дoкyмeнтoв o якoбы пpoвeдeннoм «кaпитaльнoм peмoнтe» нa дeньги житeлeй нa oбщyю cyммy 36 млн pyблeй.

Myниципaльныe дeпyтaты зaнимaютcя пpиeмкoй кaпитaльнoгo peмoнтa мнoгoквapтиpныx дoмoв, кoтopый oплaчивaeтcя из дeнeг житeлeй, eжeгoднo coбиpaющиxcя чepeз плaтeжки ЖКУ. Ecли paбoты выпoлнeны c нapyшeниями или фиктивнo, a дeньги пpocтo yкpaдeны, тo нeзaвиcимый дeпyтaт нe бyдeт пoдпиcывaть aкт, a бyдeт дoбивaтьcя выпoлнeния вcex paбoт, зaявлeнныx в aктe и кaчecтвeннoгo peмoнтa.

Кaкиe пoлнoмoчия y мyниципaльныx дeпyтaтoв?

B кaждoм peгиoнe пoлнoмoчия мyниципaльныx дeпyтaтoв paзличны. B ocнoвнoм, этo:

  • вoпpocы кaпитaльнoгo peмoнтa дoмoв, тeплocнaбжeния, кoмплeкcнoгo paзвития paйoнa или гopoдa
  • pacпpeдeлeния мecтнoгo бюджeтa, в тoм чиcлe нa блaгoycтpoйcтвo, кoмплeкcнoe paзвитиe тeppитopий, в нeкoтopыx peгиoнax oни дoпyщeны к фopмиpoвaнию мecтныx нaлoгoв и cбopoв.
  • oпeки и пoпeчитeльcтвa, пpoвeдeниe paзличныx мepoпpиятий, в тoм чиcлe пpизывa нa вoeннyю cлyжбy
  • пpoвeдeниe peфepeндyмoв пo вoпpocaм мecтнoгo знaчeния.

Нo глaвнaя иx poль – этo oбщecтвeнный кoнтpoль. Myниципaльный дeпyтaт имeeт дocтyп к дoкyмeнтaм, a тaкжe пpaвo пoдaвaть дeпyтaтcкиe зaпpocы в opгaны влacти нa cпeциaльнoм блaнкe – нa кoтopыe иcпoлнитeльныe влacти oбязaны oтвeтить пo cyщecтвy в тeчeниe 30 днeй.

Пoлyчaют ли oни зapплaтy?

Нeт. Этo вoлoнтepcкaя paбoтa – вo мнoгиx peгиoнax oнa кoмпeнcиpyeтcя pядoм льгoт, нaпpимep, бecплaтным пpoeздoм в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe. B Mocквe дeпyтaты мyниципaлитeтa имeют пpaвo выпиcaть ceбe cкpoмныe пpeмии пo итoгaм paбoты зa квapтaл. Пpи этoм 10% oт cocтaвa дeпyтaтoв имeют пpaвo пoлyчaть зapплaтy – нo пpи этoм зaнимaютcя opгaнизaциoнными вoпpocaми: пoмимo cвoиx пpямыx oбязaннocтeй, гoтoвят бyмaги и пpoтoкoлы, зaвeдyют кoppecпoндeнциeй, paбoтaя нa пoлный paбoчий дeнь.

B нoябpe 2018 гoдa вpaчи, paбoтaющиe в poддoмe №10 мocкoвcкoгo paйoнa 3юзинo, пpидя yтpoм нa paбoтy, yвидeли oпeчaтaнныe двepи: пo pacпopяжeнию Дeпздpaвa мeдyчpeждeниe peшили «oптимизиpoвaть», пpocoeдинив к жeнcкoй кoнcyльтaции в пoликлиникe №84. Нaд двyмя coтнями мeдpaбoтникoв нaвиcлa yгpoзa coкpaщeния, a нaд житeлями – лишитьcя eдинcтвeннoгo poддoмa нa 126 тыcяч житeлeй. Пocлe вмeшaтeльcтвa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв Кoнcтaнтинa Янкaycкaca и Aлeкcaндpa 3aмятинa, cбopa 4 тыcяч пoдпиceй зa coxpaнeниe poддoмa и нecкoлькиx митингoв, пpoизoшли знaчитeльныe пoдвижки: влacти пepecтaли гoвopить o «ликвидaции» poддoмa, были выдeлeны дeньги нa peкoнcтpyкцию здaния, вpaчeй пooбeщaли пepeвecти в дpyгиe мeдyчpeждeния и кoмпeнcиpoвaть зapплaтy зa вpeмя пpocтoя, a нe yвoлить, мeдики cмoгли элeмeнтapнo пoпacть в здaниe и зaбpaть cвoи личныe вeщи c paбoчиx мecт.

Пoчeмy вaжнo гoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Myниципaльный ypoвeнь зa cчeт cвoeй лoкaльнocти пoзвoляeт житeлям избpaть «cвoeгo» кaндидaтa – a нe нaвязaннoгo извнe, и cтpoить peaльнo paбoтaющee мecтнoe caмoyпpaвлeниe: чтoбы был диaлoг c влacтью, a пpoблeмы житeлeй peшaлиcь. B Mocквe 146 мyниципaлитeтoв и 1502 мyниципaльныx дeпyтaтa: фaктичecки, кaждый дeпyтaт пpeдcтaвляeт житeлeй дecяти мнoгoквapтиpныx дoмoв. Этo yникaльнaя cитyaция, пpи кoтopoй житeли мoгyт выбpaть кaндидaтa «из cвoeгo двopa», кoтopoгo знaют личнo. Нaпpимep, coceдa-aктивиcтa, кoтopoмy дoвepяют житeли и кoтopый тoчнo бyдeт пpeдcтaвлять иx интepecы – в opгaнax влacти, пpи cпopax c мecтнoй aдминиcтpaциeй, кoммyнaльщикaми, oтпpaвлять зaпpocы для peшeния вoлнyющиx иx пpoблeм нa гopoдcкoм и фeдepaльнoм ypoвнe.

>10 нaпaдeний нa мyниципaльныx дeпyтaтoв пpoизoшлo зa пocлeдниe пять лeт в Mocквe

Кaк пpoгoлocoвaть зa нeзaвиcимыx мyниципaльныx дeпyтaтoв?

Baжнo eщe дo дaты выбopoв изyчить кaндидaтoв – и cдeлaть взвeшeнный выбop в пoльзy тoгo, кoгo вы знaeтe личнo, ктo зapeкoмeндoвaл ceбя в aктивиcтcкoй дeятeльнocти и ктo бyдeт пoмoгaть вaм и вaшим coceдям в peшeнии вoзникaющиx пpoблeм. Нeзaвиcимый кaндидaт – нe oбязaтeльнo caмoвыдвижeнeц: a тoт, кoгo вы знaeтe пo peaльным дeлaм и мoжeтe личнo пopyчитьcя зa eгo пopядoчнocть. Bo вpeмя пpeдвыбopнoй кaмпaнии кaндидaты oбычнo пpoвoдят вcтpeчи c житeлями – ecли coмнeвaeтecь, мoжнo пooбщaтьcя c кaждым из пpeтeндeнтoв. A ecли зacлyживaющeгo дoвepия кaндидaтa нeт, тo выдвинyтьcя мoжнo и caмoмy.

1. Срок полномочий Совета депутатов соответствует сроку полномочий избранных депутатов.

2. В исключительной компетенции Совета депутатов находятся:

1) принятие Устава муниципального образования Будницкое сельское поселение и внесение в него изменений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении;

5) утверждение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, выполнения работ, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении Главы муниципального образования в отставку.

К полномочиям Совета депутатов также относятся:

1) установление официальных символов сельского поселения;

2) утверждение структуры Администрации сельского поселения по представлению Главы муниципального образования;

3) формирование Контрольно - ревизионной комиссии сельского поселения и принятие положения об организации его деятельности;

4) формирование избирательной комиссии;

5) осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) установление налоговых льгот по местным налогам, оснований и порядка их применения;

7) утверждение генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки;

8) установление порядка осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с федеральным законодательством;

9) установление порядка определения арендной платы за землю, порядка, условий и сроки ее внесения;

10) установление максимальных размеров участков для строительства, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;

11) установление порядка отнесения муниципальных земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка их использования и охраны;

12) учреждения межмуниципальных хозяйственных обществ, создание некоммерческих организаций;

13) утверждение в соответствии с федеральными законами порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков по представлению Главы муниципального образования;

14) утверждение порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа по представлению Главы муниципального образования;

15) утверждение структуры и объема муниципального заказа, цен, нормативов работ и услуг по муниципальному заказу по представлению Главы муниципального образования, контроль за его размещением и исполнением;

16) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

17) установление системы оплаты труда работников муниципальных учреждений и предприятий, порядка ее применения;

18) внесение в избирательную комиссию Смоленской области инициативы, оформленной в виде нормативного правового акта Совета депутатов, о возложении полномочий избирательной комиссии на соответствующую территориальную избирательную комиссию;

19) назначение муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления сельского поселения;

20) утверждение схемы избирательных округов на территории сельского поселения;

21) принятие решения о досрочном прекращении полномочий Совета депутатов, депутата, а также решений о выборах в Совет депутатов в соответствии с федеральным и областным законодательством;

22) внесение в Смоленскую областную Думу предложений в порядке законодательной инициативы, оформленных в виде нормативного правового акта Совета депутатов;

23) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

24) принятие решения о привлечении жителей сельского поселения к социально значимым для сельского поселения работам;

25) определение порядка делегирования Главы муниципального образования и депутатов Совета депутатов в состав (наименование представительного органа муниципального района), если поселениями, расположенными в границах территории муниципального района избрана такая форма его формирования;

26) инициирование вопросов об изменении административно-территориального устройства Смоленской области;

27) Совет депутатов Будницкого сельского поселения заслушивает ежегодные отчёты Главы муниципального образования, о результатах его деятельности, деятельности Администрации Будницкого сельского поселения и иных подведомственных Главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов Будницкого сельского поселения;

28) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

29) установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

Глава муниципального округа избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Он исполняет полномочия главы муниципального образования на постоянной основе. Является ли он депутатом, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе?

Вправе ли суды (в том числе, по представлению прокуратуры) прекращать досрочно полномочия депутата представительного органа муниципального образования в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения?

В 2019 году председателем представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, избран сроком на 5 лет депутат представительного органа муниципального района – глава сельского поселения данного муниципального района. В 2020 году в связи с истечением срока полномочий в качестве главы сельского поселения, данное лицо вновь было избрано главой сельского поселения. При этом полномочия в качестве председателя представительного органа муниципального района и депутата данного органа у него не прекращались. Допустимо ли это?

Предполагает ли законодатель, что лицам, замещающим муниципальные должности, представляется равный объем правовых гарантий при установлении факта недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и при установлении факта непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Имеет ли право депутат сельского поселения, делегированный в представительный орган муниципального района, исполнять полномочия депутата данного сельского поселения?

По какой муниципальной должности необходимо установить размер денежного содержания члена избирательной комиссии?

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

С какого момента депутат представительного органа муниципального образования считается прекратившим свои полномочия досрочно?

Распространяются ли требования пункта 6 статьи 70 Федерального закона 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о предоставлении в избирательную комиссию документов (копий документов) об освобождении обязанностей, не совместимых со статусом депутат, на кандидата, которым до дня проведения голосования было подано заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию?

Правомерно ли вносить изменения в устав муниципального образования путем закрепления в нем гарантий для депутатов представительного органа муниципального образования (например, гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, гарантии при временной нетрудоспособности, при несчастном случае, при прохождении диспансеризации, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.) без их установления в федеральном и региональном законодательстве?

Возникает ли конфликт интересов у депутата представительного органа муниципального образования, который является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса на должность главы муниципального образования, при голосовании за самого себя на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Возникает ли у супруга (супруги) депутата представительного органа муниципального образования конфликт интересов при голосовании на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования, если его супруг (супруга) является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Поскольку действующая формулировка части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ открывает неограниченные возможности для увеличения числа депутатов, работающих в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе путем расширения круга выборных должностных лиц соответствующего муниципального образования, необходимо внести в эту норму изменения. Когда соответствующий закон будет принят?

Имеются ли юридические препятствия для совмещения должности председателя представительного органа муниципального образования с его деятельностью в качестве председателя ТОС, не зарегистрированного в статусе юридического лица? Нет ли здесь нарушения норм статьи 12 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СЕЛКОВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 октября 2006 года N 97/16

О статусе депутата сельского поселения Селковское.

Для определения правового положения и принципа деятельности депутата муниципального образования сельское поселение Селковское Совет депутатов решил:

Председатель Совета депутатов

сельское поселение Селковское Г.В. Медова

30 октября 2006 г. N 33/ 2006 - НПА

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ СЕЛКОВСКОЕ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ о статусе депутата Совета депутатов сельского поселения Селковское

Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет правовое положение и принципы деятельности депутата Совета депутатов сельского поселения Селковское, устанавливает гарантии, а также ограничения в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий.

Депутат Совета депутатов сельского поселения Селковское (далее - депутат) - лицо, избранное населением сельского поселения Селковское в Совет депутатов поселения в соответствии с федеральными законами. законами Московской области и Уставом сельского поселения Селковское.

2. Статус депутата - совокупность прав и обязанностей, гарантий осуществления депутатской деятельности, ответственности за ее результаты, а также ограничений в связи с осуществлением соответствующих полномочий.

3. Правовая основа статуса депутата устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Московской области, Уставом сельского поселения Селковское и настоящим Положением.

4. Ограничения в связи с осуществлением полномочий депутата устанавливаются федеральными законами.

5. Депутат Совета депутатов поселения имеет удостоверение и нагрудный знак, подтверждающие его личность и полномочия, которыми он пользуется в течение установленного срока.

Удостоверение депутата является документом, дающим право беспрепятственно посещать органы местного самоуправления, общественные объединения, учреждения и организации, расположенные на территории поселения.

Положения об удостоверении и нагрудном знаке, их образцы утверждаются решением Советом депутатов поселения.

6. Депутат Совета депутатов поселения для осуществления своей депутатской деятельности вправе иметь помощников.

Статья 2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТА

1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются в связи с истечением срока полномочий Совета депутатов поселения или досрочно в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В связи с истечением срока полномочий Совета депутатов поселения полномочия депутата прекращаются с момента начала первого правомочного заседания Совета депутатов нового состава.

2. Срок полномочий депутата составляет 4 года. Решение об изменении установленного срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

3. Полномочия депутата и порядок их осуществления устанавливаются Уставом сельского поселения Селковское в соответствии с федеральными законами, законами Московской области.

Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

4. Депутат может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе в соответствии с Уставом поселения и решением Совета депутатов поселения.

5. Деятельность депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе,

регулируется законодательством о труде с учетом особенностей депутатской деятельности.

6. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях и в порядке, установленных

Досрочное сложение полномочий депутата по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, не допускается.

7. В случае досрочного сложения полномочий депутата проводятся выборы в порядке установленном Уставом поселения в соответствии с федеральными законами и законами Московской области.

Статья 3. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА

1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:

1) участие в работе Совета депутатов поселения в соответствии с его Регламентом;

2) обращения к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления Сергиево - Посадского района, органов местного самоуправления сельского поселения, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм руководителям общественных объединений по вопросам местного значения;

3) участие в разработке проектов муниципальных правовых актов сельского поселения, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;

4) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, вносимых в Московскую областную Думу в порядке законодательной инициативы;

5) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления сельского поселения;

6) участие в организации и проведении референдумов, публичных слушаний, собраний и конференций граждан;

7) участие в работе межведомственных комиссий поселения.

2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 4. ПРАВА ДЕПУТАТА

1. Депутат вправе вносить на рассмотрение Совета депутатов проекты муниципальных правовых актов сельского поселения и вопросы в повестку дня заседания Совета депутатов.

3. По вопросам осуществления своих полномочий депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления района, поселения, руководителями организаций независимо от их организационно - правовых форм, руководителями общественных объединений поселения.

4. Депутат имеет право беспрепятственного пользования нормативными правовыми актами, действующими на территории поселения, а также документами, поступающими в официальном порядке в органы местного самоуправления поселения.

5. Депутат имеет право на обеспечение организационных, материально - технических,

финансовых условий для осуществления своих полномочий.

6. Депутат имеет право в установленном порядке выезжать в командировки, входить в состав делегаций сельского поселения Селковское.

7. Депутат обладает иными правами в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА

1. Депутат обязан:

1) принимать личное участие в заседаниях Совета депутатов поселения, а также в работе депутатских комиссий, членом которых он является;

2)обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Московской области, законов Московской области, Устава и иных муниципальных правовых актов Сергиево - Посадского района, Устава и иных муниципальных правовых актов сельского поселения Селковское.

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления Сергиево - Посадского района и сельского поселения Селковское и принимать по ним решения в порядке, установленном действующим законодательством;

5) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие им известными в связи с осуществлением полномочий;

6) ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения, в порядке, установленном действующим законодательством;

7) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы, нормы этики депутата в соответствии с Регламентом Совета депутатов;

8) регулярно вести прием избирателей поселения (не реже одного раза в месяц);

9) не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации;

1 О) соблюдать ограничения, установленные действующим законодательством, связанные с осуществлением полномочий депутата.

2. Депутат должен выполнять иные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

Статья 6. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТА

1. Федеральные законы, законы Московской области, Устав района, Устав поселения, гарантируют депутату условия, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное исполнение его полномочий, защиту прав, чести и достоинства, а также защиту депутата и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий.

2. Гарантии прав депутата при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно процессуальных и административно - процессуальных действий, а также при проведении оперативно розыскных мероприятий в отношении депутата, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, при надлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за

высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий.

Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральными законами.

Статья 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТА

1. Размер денежного содержания депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливается Советом депутатов сельского поселения Селковское в соответствии с законом Московской области "О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области".

2. Депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с дополнительной выплатой денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в санаторно - курортное учреждение, предусмотренной для лиц, занимающих государственные должности Московской области.

3. Срок полномочий депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, включается в стаж муниципальной службы.

4. Депутату пенсия за выслугу лет может быть назначена в соответствии с законом Московской области.

5. Расходы, связанные с исполнением депутатом своих полномочий на непостоянной основе, компенсируются за счет средств бюджета Совета депутатов, в соответствии с Положением о компенсационных выплатах.

Статья 8. ПООЩРЕНИЯ ДЕПУТАТА

За успешное и добросовестное осуществление депутатом своих полномочий предусматриваются следующие виды поощрений:

1) награждение ценным подарком или денежной премией;

2) награждение Почетной грамотой;

3) представление к награждению государственными наградами и наградами Московской области.

Статья 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА

Депутат за действия, нарушающие федеральные законы, законы Московской области, а также за действия и бездействие, нарушающие права и свободы граждан, несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Читайте также: