Какие существуют водительские должности в сухопутных войсках

Опубликовано: 02.10.2024

Наводчик артиллерийского орудия. Штатная воинская долж­ность — наводчик. Штатное воинское звание — рядовой.

Наводчик артиллерийского орудия (см. вклейку, фото 24) входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира ору­дия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного вы­полнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение оружия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника.

Наводчик артиллерийского орудия обязан хорошо знать устрой­ство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицель­ные приспособления, боеприпасы к боевому применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности; без­ошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицели­вания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий огонь.

Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности. Для эффективного исполнения своих обя­занностей наводчик должен обладать способностью к быстрому сче­ту в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, точными и координированными движениями обеими руками, быст­рой реакцией на движущийся объект, самообладанием, выдержкой и находчивостью.

Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах

Авиационный механик. Штатная воинская должность —авиацион­ный механик. Штатное воинское звание — ефрейтор.

Деятельность авиационного механика направлена на выполнение регламентных и ремонтных работ планера, шасси, двигательных ус­тановок, приборного оборудования самолетов и вертолетов, кисло­родного оборудования — средств жизнеобеспечения экипажа.

Авиационный механик обязан знать конструкцию, правила эксплу­атации и объема периодических работ на закрепленной за ним тех­нике, требования руководящих документов по эксплуатации техники и правила ведения технической документации и применения средств обслуживания техники, сорта применяемого на самолетах топлива, масел, спецжидкостей и газов.

Авиационным механикам необходимы такие профессиональные ка­чества, как технические способности, развитое образное мышление, высокая устойчивость к воздействию световых и звуковых раздражи­телей, хорошая переносимость длительных физических нагрузок, дис­циплинированность, исполнительность, аккуратность.

Технологические воинские должности в Военно-Морском флоте

Машинист- турбинист подводной лодки. Штатная воинская долж­ность — машинист-турбинист. Штатное воинское звание — матрос.

Основное содержание деятельности специалиста заключается в обеспечении работы и обслуживании машин и механизмов парогазотурбинной установки.

Машинист-турбинист должен знать инструкцию по обслуживанию материальной части, устройство, правила эксплуатации и обслужи­вания парогазотурбинной установки, требования безопасности при работе на них.

Машинисту-турбинисту необходимы развитое логическое мышле­ние, высокая нервно-психическая устойчивость, физическая вынос­ливость, дисциплинированность и ответственность.

Вопросы и задания

1. Чем определена воинская деятельность?

2. Основные элементы воинской деятельностии ихпредназначение.

3. Чем обусловлены особенности воинской деятель­ности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск?

4. Как подразделяются воинские должности, замеща­емые солдатами, матросами, сержантами и старшина­ми, с учетом психологической классификации?

5. Основные требования к уровню профессиональной подготовки военнослужащих по ряду воинских долж­ностей.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина

Общие требования воинской деятельности

Анализ видов воинской деятельности с позиции ее конечного пред­назначения — приведение и поддержание Вооруженных Сил РФнауровне, обеспечивающем надежную защиту страны от агрессии и во­оруженную защиту целостности и неприкосновенности ее террито­рии, а также выполнение задач по защите ее интересов — свидетельствует о постоянном возрастании требований воинской де­ятельности к уровню подготовки призывников.

В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для разверты­вания войск и приведения их в готовность вступить в бой, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки как каждого военнослужащего, так и под­разделений и частей в целом (вклейка, фото 27, 28). Особое значе­ние приобретают такие качества военнослужащих, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также лич­ностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмо­ционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества.

Наиболее полно перечисленные качества проявились в годы Великой Отечественной войны. Верные своему народу, Родине, советские воины в боях с врагом проявляли высокие образцы героизма, сплоченности, стойкости и взаимовыручки. Каждый боец в минуту смертельной опасности действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в бою.

Приведем несколько известных примеров, характеризующих наших воинов во время Великой Отечественной войны.

В ходе Курской битвы 5 июля со стороны Белгорода немцы ввели в бой 700 танков и большие силы пехоты. В итоге первого дня боев противнику удалось продвинуться на 4—6 км, на узком участке форсировать Северный Донец северо-восточное Белгорода и овладеть небольшим плацдармом. Для удержания второй полосы обороны была выдвинута 1-я гвардейская танковая армия. Отразив до восьми атак противника, воины армии удержали вторую полосу обороны.

Яркий героический подвиг в этом бою совершили воины танкового батальона, которым командовал майор Вовченко. Имея всего 10 танков, батальон вел героическую борьбу с 70 танками противника. В течение двух часов воины батальона уничтожили 24 вражеских танка (в том числе 14 «тигров»). Самоотверженно сражался в этом бою экипаж танка лейтенанта Шаландина. Роту, в которой он дейст-

вовал, стала обходить группа вражеских танков. Лейтенант Шаландин и члены его экипажа — старшие сержанты Кустов, Лекомцев и сержант Зеленин — смело вступили в бой с численно превосходящим противником. Действуя из засады, они подпустили вражеские танки на дистанцию прямого выстрела, а затем, ударив по бортам, подожгли два танка «тигр» и один средний танк. Танк Шаландина также был подбит и загорелся. На горящем танке экипаж решил пойти на таран и с ходу врезался в борт «тигра». Вражеский танк загорелся, но погиб и весь экипаж Шаландина.

Одновременно с боями на земле во время Курской битвы шли ожесточенные сражения с воздуха. Бессмертный подвиг совершил здесь летчик гвардии лейтенант Горовец. 6 июля в составе эскадрильи на самолете Ла-5 он прикрывал наши войска. Возвращаясь с задания, Горовец увидел большую группу вражеских бомбардировщиков и атаковал их. В ходе боя отважный летчик сбил 9 вражеских бом­бардировщиков, но и сам погиб.

Для того чтобы более реально определить пути, с чего начать молодому человеку при подготовке к военной службе, да и не толь­ко к военной, но и к гражданской службе Отечеству, обратимся к ста­тистике, определяющей уровень подготовленности молодежи призывного возраста к военной службе и к полноценной жизни во­обще. Для этого воспользуемся анализом, сделанным в Генеральном штабе Вооруженных Сил России, по организации и проведению осен­него призыва на военную службу в 2000 г.

Сохраняется тенденция снижения здоровья призывников. Не­уклонно продолжает снижаться суммарная доля призывников, при­знаваемых годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья. В осен­ний призыв 2000 г. общее количество граждан, признанных годны­ми к военной службе, по РФ составило 67,4%. В анализе также от­мечен низкий процент призывников, имеющих 1-й спортивный разряд или спортивные звания по военно-прикладным видам спорта (2,3%). Такое состояние уровня подготовленности молодого поколения к ре­альной жизни, в том числе и к военной службе, сидетельствует не только об отрицательном влиянии социально-экономических факто­ров, но и безответственном отношении молодежи к своему здоро­вью, физической закалке и образованию.

Необходимость подготовки юношей к военной службе не нова, она существовала еще в древние времена. Для примера можно ознакомиться с системой воспитания готовности к защите Отечест­ва в Древней Греции. В древнегреческих государствах Афинах и Спарте существовала государственная организация — эфебия, пред­назначенная для подготовки юношей от 18 до 20 лет к военной и гражданской службе.

По описаниям старинных источников, молодойгрек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борь-

бы, бокса, имел достаточно развитое мышление благодаря обяза­тельному изучению философии.

Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную про­цедуру различных испытаний. Подготовка эфебов включала разнооб­разные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, большое внимание уде­лялось театральным репетициям и углубленному изучению филосо­фии.

Подготовка афинских юношей в эфебии к защите государства строилась на основе принципа всестороннего гармоничного разви­тия духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, вер­ного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях, готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.

формы подготовки эфебов к военной службе не потеряли своей значимости и в наши дни. Как и во все времена, подготовка к во­енной службе и военная служба требуют от человека напряжения его духовных и физических сил.

Основные требования для успешного исполнения обязанностей воинской деятельности сегодня определены в Уставе внутренней служ­бы Вооруженных Сил РФ (см. раздел 4.2).

Здесь изложены требования к воинской деятельности каждого во­еннослужащего, соблюдение которых обеспечит успешное выполне­ние конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

При подготовке к военной службе с учетом общих требований во­инской деятельности каждому юноше следует особое внимание об­ратить на физическую подготовку, выработку необходимых физических качеств, обеспечивающих успешное исполнение воинских обязанно­стей и стойкое перенесение трудностей военной службы. Учитывая резкое снижение организации физической подготовки в общеобра­зовательных учреждениях и разрушение спортивной базы, молодым людям надо самим больше внимания уделять занятиям физической культурой и спортом для развития таких жизненно необходимых качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Все эти качества нужны человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности и при его подготовке к военной службе в особенности. Для развития этих качеств рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом, основу которых должны составлять самостоя­тельные занятия, эффективное использование учебного времени на уроках физической культуры, занятия в спортивных секциях.

Для оценки уровня своей физической подготовки можно восполь­зоваться нормативными данными по подготовленности студентов вузов и учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 17 лет.

Сравни свои показатели в физической подготовке с приведенны­ми нормативами, определи уровень подготовленности и пути повы­шения и укрепления своего физического здоровья.

I. Контрольные нормативы для оценки силовой подготовленности студентов вузов

№ п/п ТЕСТЫ Оценка в баллах
Подтягивание на перекладине,
количество раз
Отжимание на брусьях,
количество раз
Подъем переворотом,
количество раз • 5
Поднимание ног на перекладине,
количество раз

II. Контрольные нормативы для оценки быстроты и скоростно-силовой подготовленности студентов вузов

№ п/п ТЕСТЫ Оценка в баллах
Бег на 100 м, с 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Прыжок в длину с места, см
Прыжок в длину с разбега, см
Прыжок в высоту с разбега, см

III. Контрольные нормативы для оценки силовой выносливости студентов вузов

Рассмотрим общие виды и основные элементы воинской деятельности.

Важно отметить, что в воинской деятельности есть целый ряд особенностей в зависимости от вида или рода войск, в которых придётся проходить военную службу.

Для того чтобы лучше, если такая возможность представится, определить вид или род войск для прохождения военной службы, где более полно пригодятся приобретённый жизненный опыт, определённые склонности и предпочтения к виду деятельности, необходимо иметь чёткие представления о структуре современной армии.

Подробно о родах и видах войск вы уже знаете из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса. Ещё раз кратко напомним, какие имеются виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

Повторим основные моменты.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота - и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны.

В Вооружённых Силах в соответствии с психологической классификацией, установленной «Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации», воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие воинские должности.

Для более полного представления об особенностях воинской деятельности кратко ознакомимся с основными должностями, комплектуемыми солдатами, матросами, сержантами и старшинами в видах Вооружённых Сил по классам сходных воинских должностей (табл. 3).

Таблица 3

  1. Воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учётом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на семь основных классов сходных воинских должностей.
  2. Каждый должен определиться ещё при подготовке по основам военной службы, в каком виде или роде Вооружённых Сил ему хотелось бы служить и какая воинская должность ему более других подходит по психологическим и физическим качествам.
  1. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от вида и рода войск?
  2. Зависит ли воинская деятельность военнослужащего от воинской должности?
  3. Какие существуют классы сходных воинских должностей в Вооружённых Силах Российской Федерации, замещаемых солдатами и матросами, сержантами и старшинами?
  4. Какие существуют водительские должности в Сухопутных войсках?

Сравните сходные воинские должности по трём видам Вооружённых Сил. Определите, какой из них вы бы отдали предпочтение при подготовке по военно-учётной специальности.

Дополнительные материалы к § 50

Генерал русской армии А. Баиов о русской артиллерии

Участию в бою артиллерии у нас всегда придавали большое значение, а во времена императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II, отчасти императора Александра I артиллерия имела у нас решающее значение. При этом нельзя не отметить, что в царствование императрицы Елизаветы в техническом отношении наша артиллерия, благодаря русским изобретениям, во многом стояла выше, чем в других государствах.

Таковы в главных общих чертах национальные особенности нашего военного искусства.

История показывает, что эти особенности при других, благоприятных обстоятельствах, как то: соответствующей подготовке, хорошем руководительстве, необходимом техническом оборудовании, давали нашей армии и, конечно, будут давать и впредь возможность достигать боевых результатов, необыкновенных, поразительных, для других армий положительно невозможных. При обстоятельствах же неблагоприятных эти наши особенности являлись тем средством, благодаря которому наша армия никогда не доходила до полного разгрома и разложения и благодаря которому из самых тяжёлых испытаний она выходила с честью и с достоинством.

С другой стороны, отмеченные национальные черты нашего военного искусства показывают, что русский народ таит в себе громадный запас творчества в области военного искусства, что наша армия обладает богатством и силой мысли и духа и что она вовсе не нуждается в этом отношении в опеке, откуда бы она ни исходила.

На нашей национальной почве возросли такие военные гении, как Пётр Великий, Румянцев и Суворов, такие выдающиеся полководцы, как Кутузов и Скобелев, такие талантливые генералы, как А. Д. Меншиков, Вейсман, Репнин, Багратион, Гурко, Радецкий, Кондратенко и многие другие, и такие военные мыслители, как Леер и Драгомиров.

Эта блестящая плеяда русских деятелей оставила нам громадное богатство в области военного искусства, и их деяния представляют неисчерпаемый источник для уразумения истины и приобретения знаний в военном искусстве. Не нужно только этот чистый и могучий источник засорять чуждыми нам насаждениями, способными лишь, вопреки природе русского человека, водворить у нас господство формы и шаблона.

Профессия водителя является довольно распространенной гражданской специальностью. Однако нельзя обойтись без этой должности и в армии. Служба военным водителем предполагает не только транспортировку людей и грузов, но и ответственность за исправное техническое состояние автомобильной техники. Попасть на службу военным водителем сегодня можно как по призыву, так и по контракту.

Водитель в армии

Военный водитель относится к сухопутному роду войск и имеет звание рядового.

Во время службы он должен обеспечивать безопасную транспортировку личного состава подразделений либо грузов, необходимых для материального и технического обеспечения в повседневной жизни или в бою.

Кроме того, военнослужащий автомобилист должен отвечать за поддержание вверенного ему транспортного средства в исправном техническом состоянии , своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.

Основные обязанности

Возможно, на первый взгляд служба водителем в армии может показаться довольно простой. Тем не менее, у военнослужащего есть немалый перечень обязанностей, которые он должен соблюдать.

  • Необходимо знать все правила эксплуатации военного автомобиля, технические возможности транспортного средства.
  • Военнослужащий должен справляться с управлением автомобилем в любое время суток и при любых погодных условиях.
  • Всегда содержать технику в исправном состоянии и полной боевой готовности, прилагая разумные усилия по продлению срока службы автомобиля.
  • Своевременно проводить техосмотр и необходимый ремонт транспорта.
  • Знать все правила дорожного движения, а также специальные военные команды и регулировочные сигналы.
  • Разбираться в нормах расхода горючих и смазочных материалов, применяемых для данного автомобиля, не допускать их перерасхода и стараться соблюдать экономный режим эксплуатации транспортного средства.
  • О возникновении поломки автомобиля необходимо доложить командиру, после чего попытаться устранить неисправность своими силами.
  • Каждый день военный шофер должен производить осмотр автомобиля для того, чтобы убедиться в его технической исправности. Особое внимание требуется уделять тормозной системе, рулевому управлению, состоянию шин, работе стеклоочистителей и внешних световых приборов.
  • Военнослужащий должен приложить все силы для того, чтобы доставлять людей или грузы к указанному месту в целости и сохранности, соблюдая при этом правила транспортировки, посадки людей, погрузки и крепления грузов.
  • Военный шофер всегда обязан иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, а также документ, удостоверяющий личность. Для транспортной машины необходим также лист эксплуатации.
  • Водитель не имеет права передавать управление транспортным средством третьим лицам.
  • Необходимо уверенно ориентироваться на местности, пользоваться навигатором или картой маршрута.
  • Курить, а также есть или пить во время движения водителю категорически запрещено.

Как стать водителем в армии

Чтобы попасть на службу в армию в качестве водителя, необходимо обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки.

Также военный шофер должен обладать высокой работоспособностью , стрессоустойчивостью, способностью переключать внимание, хорошей координацией рук и ног.

Стать водителем в армии сегодня могут как призывники, проходящие срочную службу, так и военнослужащие на контрактной основе.

Служба по контракту

На должность военного водителя по контракту могут поступить лица, имеющие:

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E;
  • стаж вождения транспортных средств, относящихся к данным категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса. Также есть возможность открывать новые водительские категории. Возможно и повышение в звании: военнослужащий может быть назначен командиром автотранспортного взвода.

В некоторых случаях требования к лицам, поступающим на службу военным водителем, могут быть весьма специфичными. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок.

Также при поступлении на данную должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

ВАЖНО! Зарплата военных водителей, служащих по контракту, составляет в среднем 20-35 тысяч рублей.

Служба по призыву

Если призывник хочет попасть на службу в армию в качестве водителя, то он может заранее к этому подготовиться. На сегодняшний день подготовкой военных автомобилистов занимается ДОСААФ России. Отделения данной организации есть практически в каждом регионе страны.

В ходе программы подготовки военных водителей, созданной специально для призывников, молодые люди изучают:

  • основные особенности эксплуатации автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов военного автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, и способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля;
  • основы экстремального вождения военной техники;
  • обязанности военного водителя в случае тревоги.

ВАЖНО! Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет и подлежащие призыву на военную службу. Также необходима годность по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам. Наконец, призывники должны иметь профессиональную пригодность не ниже III категории.

Также попасть на службу в армию в качестве водителя можно на условиях общего распределения. Но в данном случае призывник должен иметь водительские права категории С, D, E.

Также предпочтение отдается призывникам, имеющим опыт эксплуатации грузовых транспортных средств , профильное образование.

На первый взгляд, служба водителем в армии может показаться менее сложной по сравнению с остальными должностями. Однако данная специальность также имеет множество нюансов, требований и обязанностей, предъявляемых к военнослужащему.

Управляя автомобилем, военный водитель несет ответственность за сохранность людей и грузов. Также водитель должен справляться со своей работой в любых экстремальных условиях.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др. Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту. В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения. Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность. В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.


Калининградский пограничный институт

К исходным водительским обязанностям можно отнести:

• умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

• соблюдать установленные правила движения;

• своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

• управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки. Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов.

Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

• высокой нервно-психической устойчивостью;

• развитой зрительной и слуховой памятью;

• быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

• умением сохранять работоспособность;

В различные годы подготовка офицерского состава для Пограничных войск КГБ СССР (НКВД/МГБ) осуществлялась следующими учебными заведениями:

• Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава Пограничных войск КГБ СССР (Москва);

• Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского (Алма-Ата);

• Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени Моссовета (Москва);

• Калининградское высшее пограничное командное училище;

• Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище;

• Высшее пограничное военно-политическое ордена Октябрьской Революции, Краснознаменное училище КГБ СССР имени К. Е. Ворошилова (ПГТ Голицыно);

• Орловское высшее военное командное училище связи КГБ СССР имени М. И. Калинина;

• Харьковское высшее военное училище тыла МВД СССР;

• Военный институт КГБ при Совете Министров СССР;

• Махачкалинское пограничное училище МГБ СССР;

• Каменец-Подольская школа усовершенствования офицерского состава;

• Ленинградское военное училище войск НКВД;

• Саратовское военное училище войск НКВД;

• Орджоникидзевское военное училище войск НКВД;

• Себежское специальное училище войск НКВД;

• Ленинградское Суворовское пограничное военное училище МВД.

Сегодня в России существуют следующие военные образовательные учреждения профессионального образования:

1. Пограничная академия ФСБ России.

2. Московский пограничный институт ФСБ России.

3. Голицынский пограничный институт ФСБ России.

4. Калининградский пограничный институт ФСБ России.

5. Курганский пограничный институт ФСБ России.

6. Хабаровский пограничный институт ФСБ России.

7. Институт береговой охраны ФСБ России.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Специальность военного водителя — одна из наиболее востребованных в практически любой из современных армий. Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) — не исключение, тем более что военная служба в последние годы стала заметно привлекательнее в глазах молодежи. Это связано как с ростом ее престижа в обществе, так и с существенным улучшением материального обеспечения профессиональных военнослужащих.

Примеривая на себя потенциальные возможности для собственного прохождения службы в Армии России, юноши и молодые люди активно интересуются вариантами, позволяющими извлечь практическую пользу для своей военной и гражданской карьеры. В этом плане водитель — профессия, весьма привлекательная. Но служба в армии водителем имеет множество нюансов, требующих более детального рассмотрения.

Водитель в армии: общие сведения

Водительская специальность — широкое понятие, объединяющее большое разнообразие той техники, которой предстоит управлять. Применительно к Вооруженным Силам России это могут быть как стандартные автомашины для перевозки людей и грузов, так и специализированная техника (колесная и гусеничная), включая различные боевые и вспомогательные транспортные средства.

Всем желающим разобраться в особенностях водительской армейской службы следует иметь представление об общей структуре ВС РФ, а также принципах их комплектации личным составом. В этой связи нужно отметить, что специальность водителя в той или иной мере востребована во всех родах и видах российских Вооруженных Сил. Даже авиация, военно-морской флот и воздушно-десантные войска сегодня оснащены множеством наземной техники, обеспечивающей их функционирование, и этими транспортными средствами необходимо кому-то управлять.

Тем не менее основной «военно-водительский контингент» приходится на Сухопутные войска РФ. Учитывая отдельные особенности специализированной боевой и вспомогательной транспортной техники всех прочих родов и видов ВС РФ, можно утверждать, что обязанности водителя военнослужащего в целом сходны для всей Российской Армии.

Водитель в армии

Военные водители в ВС РФ относятся к числу специалистов, уровень воинских званий которых соответствует категориям рядового и сержантского состава. Прохождение службы для этих категорий военнослужащих возможно как по призыву, так и по контракту.

Кроме того, в Российской Армии широко распространена практика замещения наиболее распространенных профессий лицами гражданского персонала.

В их числе следующие:

  • аппаратчик;
  • бульдозерист;
  • водитель автомобиля;
  • водитель аэросаней;
  • водитель дрезины;
  • водитель мототранспортных средств;
  • водитель погрузчика;
  • водитель транспортно-уборочной машины;
  • водитель-экскаваторщик;
  • водитель электро- и автотележки;
  • водитель-испытатель;
  • крановщик (машинист автомобильных кранов);
  • машинист мостового крана технического комплекса;
  • механик-водитель многоосных дизельных автомобилей.

По сути, такие работники в правовом отношении ничем не отличаются от таких же специалистов, работающих в гражданской сфере. Принадлежность к военнослужащим для армейских водителей-призывников и контрактников характеризуется, прежде всего, присвоением им воинского звания, а также наличием соответствующей военно-учетной специальности (ВУС).


Как правило, формулировки должностей и специализаций военных водителей звучат как «механик-водитель», «водитель-электрик», «водитель-электромеханик». В зависимости от конкретных воинских частей и подразделений, наименование специальности может быть дополнено указанием на определенный тип боевой и специализированной техники. К примеру, механик-водитель БМП или танка, водитель-электрик специальной машины связи и т.п.

Во время службы такой специалист должен не только обеспечивать грамотную эксплуатацию вверенной ему техники, но и отвечать за ее поддержание в исправном техническом состоянии, своевременно и качественно проводить обслуживание и ремонт.

Массово распространенная в гражданской сфере водительская категория B, в армейской практике мало востребована. Разумеется, существуют должности для водителей легковых автомобилей, предназначенных возить командиров различного уровня. Но подобные назначения, как правило, носят индивидуальный характер.

Водитель в армии: срочная служба

Прохождение срочной службы в рядах Российской Армии в качестве водителя вполне реально для множества призывников. Такая возможность существует даже в ходе призыва на условиях последующего общего распределения. Основным и непременным условием для этого является наличие навыков вождения соответствующей техники, подтвержденное документами о получении профильного образования. Но 100% гарантии того, что солдат-срочник будет служить водителем, естественно, не существует.

В то же время Армия России не исключает возможность освоения солдатом-срочником, даже не имеющим водительских прав, специальности военного водителя, что называется, «с нуля». Обучить молодого человека вождению и иным навыкам, связанным с управлением транспортным средством, могут непосредственно в армии: сначала в учебной части, а затем и на практической службе. После службы срочник получает документальное подтверждение о том, что он освоил специальность военного водителя. Но современные тенденции сейчас таковы, что подобные меры рассчитаны в первую очередь с прицелом на желающих продолжить военную службу в качестве солдат-контрактников.

В целом для службы военным водителем молодой человек еще до призыва должен получить общегражданские водительские права категории С, D, E. Призывники, имеющие такие «корочки» и опыт эксплуатации грузовых транспортных средств, могут рассчитывать на предпочтение при распределении из военкомата в воинские части. Кроме того, для призывников как потенциальных военных водителей установлена норма профессиональной пригодности не ниже III категории.

Водитель в армии: контрактная служба

Для кандидатов на замещение должности военного водителя по контракту установлены стандартные требования, практически аналогичные призывникам.

  • среднее или среднее профессиональное образование;
  • водительские права категории С, D, E и стаж вождения транспортных средств, относящихся к этим категориям;
  • навыки технического обслуживания автомобиля и поддержания транспортного средства в исправном техническом состоянии.

Кроме того, зачастую могут задаваться специфичные требования, привязанные к особенностям прохождения службы в конкретных частях и войсках. Например, при наборе военнослужащих по контракту на должность водителя категории С, D, E в дивизию ВДВ, от кандидата может потребоваться готовность к совершению прыжков с парашютом и выполнению зарубежных командировок. При поступлении на такую должность военнослужащий должен иметь здоровье категории А и быть годным к службе в ВДВ.

Проходя службу военным водителем по контракту, можно повысить классную классификацию до первого класса, освоить новые для себя водительские категории. Материальная сторона контрактной службы в рядах ВС РФ на сегодняшний день довольно привлекательна. Даже без учета внушительного «соцпакета» из государственных льгот и гарантий, солдат-контрактник может рассчитывать на денежное довольствие в размерах, часто превышающих зарплату по вакансиям в гражданской сфере в большинстве регионов России.

Важно отметить, что с осени 2019 года Минобороны ввело особую 30-процентную надбавку к должностным окладам водителям-военнослужащим по контракту. Основным условием получения такой надбавки является наличие категории С, D, СE. В среднем зарплата военных водителей-контрактников по состоянию на 2020 год составляет, в зависимости от воинского звания, стажа и других особенностей службы, от 25 до 45 тысяч рублей.

Критерии отбора военных водителей

Все критерии, по которым производится отбор военных водителей, подразделяются на две группы:

  1. Медицинские. К ним относятся требования, предъявляемые военно-врачебными комиссиями (ВВК) к состоянию здоровья призывников и кандидатов в военнослужащие по контракту.
  2. Профессиональные. Отбор по таким критериям заключается в изучении представленных документов об имеющемся профильном образовании, а также о практическом опыте работы водителем в гражданской сфере.

ВВК признают годными к прохождению военной службы в качестве водителя молодых людей согласно нормативам присвоения категории годности Б-3. При прохождении медицинского освидетельствования, показатели состояния здоровья для такой категории: рост не менее 155 см и успешно понимать речь, произнесенную шепотом.

Число патологий из Расписания болезней в этой подгруппе допускается по минимуму. В частности, категорию годности Б-3 присваивают при выявлении стоматологических болезней, некоторых разновидностей аллергии, осложнений, проявившихся после перенесенной травмы конечностей, а также на фоне вероятного развития астмы и других несущественных заболеваний.

Применительно к военным водителям основные медицинские требования сводятся к зрению. Для успешного отбора требуется нормально воспринимать цвета (не должно быть выявлено дальтонизма или дихромазии). Признаются годными лица с близорукостью не более 6,0 дптр и дальнозоркостью не более 8,0 дптр, астигматизмом не более 4,0 дптр на каждый глаз.

В плане категории профессионально-психологической пригодности требования к военным водителям в целом соответствуют критериям годности к такой же работе в гражданской сфере. Водителю нужно обладать интересом к технике, трудолюбием и дисциплинированностью, уметь принимать ответственные решения в кратчайшие сроки. В числе необходимых качеств — высокая работоспособность, стрессоустойчивость, хорошая координация действий рук и ног.

Подготовка военного водителя

Для молодых людей допризывного возраста, твердо намеренных отслужить срочную армейскую службу, открыты широкие возможности подготовиться к этому заранее. В частности, подготовкой будущих военных водителей на категорию «С» занимается ДОСААФ России. Местные отделения этой организации есть практически повсеместно на уровне городов и райцентров в каждом регионе страны.


Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

Обязанности военного водителя

Основные обязанности водителя в армии заключаются в следующем:

  1. Уверенно управлять вверенным ему ТС (транспортным средством) в любое время суток, при любой погоде.
  2. Твердо знать технические возможности ТС и правила его эксплуатации.
  3. Досконально соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  4. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  5. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности.
  6. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  7. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  8. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  9. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  10. Соблюдать общие правила техники безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Затем проверяются стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.

Воинский устав применительно к военным водителям отмечает в качестве его главных обязанностей — не передавать управление ТС третьему лицу. Кроме того, уставные требования ВС РФ запрещают водителям курить, принимать пищу и напитки во время езды.

Военный водитель-автомобилист должен всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если автомашина транспортная, то нужен лист эксплуатации. Армейский шофер обязан знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.


Стандартные обязанности механика водителя в армии в целом включают в себя все те, что перечислялись выше в качестве основных обязанностей военного водителя. Следует помнить, что надлежащее исполнение военным механиком-водителем своих должностных обязанностей, кроме непосредственного управления вверенным транспортным средством, включает особое внимание к техническому состоянию вверенной ему боевой или специальной машины. Армейский механик-водитель, как правило, привлекается к участию в периодически проводимых модернизациях вверенной ему техники.

Военный водитель-электрик и водитель-электромеханик, помимо уверенного управления своим ТС, как специалист должен следить за целостностью вверенной ему техники и ее комплектующих. Он обязан также контролировать уровень и расход бензина, масла и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации машины, поддерживать надлежащее состояние аптечки и огнетушителя.

В полевых условиях любой военный водитель должен собственными силами уметь произвести текущий ремонт вверенного ему ТС, чтобы он смог доехать до назначенного командованием пункта. Если до начала выполнения приказа или во время движения в машине была обнаружена поломка, водитель обязан сообщить о ней своему командиру.

Воинские должности для замещения военными водителями

Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:

  • 2 разряд — воинские должности водителя автотранспортного средства (АС);
  • 3 разряд — воинские должности механика-водителя, в том числе пусковых установок ракет, боевых машин, а также старшего водителя;
  • 4 разряд — воинские должности механика-водителя самоходных пусковых установок стратегических ракет, начальника автодрома.

Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:

  • основное общее образование — водитель АС;
  • среднее общее образование — механик-водитель (в т.ч. машины на базе танка), а также старший водитель;
  • среднее профессиональное образование — старший механик-водитель (в том числе самоходной пусковой установки стратегических ракет).

Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:

  1. Аппаратчики.
  2. Бульдозеристы.
  3. Водители АС, автотехники РВСН.
  4. Водители-экскаваторщики.
  5. Водители-электрики специальных машин связи.
  6. Водители-электромеханики автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции (КИПС), в том числе для подразделений ПВО Сухопутных войск.
  7. Крановщики (машинисты автомобильных кранов).
  8. Механики-водители боевых машин пехоты, подразделений охраны, боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
  9. Механики-водители колесных бронетранспортеров, многоосных дизельных автомобилей.
  10. Механики-водители танка (в т.ч. плавающего танка), ТММ (тяжелого механизированного моста).


В качестве отдельных воинских должностей выделены водительские специальности, отнесенные к Воздушно-десантным войскам (ВДВ). Помимо водителей автотранспортных средств, в их числе механики-водители боевой машины десанта, водители-крановщики, трактористы-бульдозеристы. Ко всем из них предъявляются особые, серьезно повышенные требования по здоровью, наличию парашютной подготовки и т.п.

В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.

В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ, как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.

Читайте также: