Что такое образовательный ценз педагогических работников

Опубликовано: 04.05.2024

К педагогическим работникам предъявляются жесткие требования. Причем речь идет не только об уровне квалификации. Существует перечень лиц, которым в принципе запрещено заниматься педагогической деятельностью. Причем в этом году он в значительной степени расширен.

Педагогический работник должен иметь определенный уровень образования – образовательный ценз. Это установлено статьей 331 Трудового кодекса РФ. Ценз определяется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях. Их утверждает Правительство РФ в зависимости от типа и вида учебного заведения.

На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:

– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):

– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);

– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).

Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.

В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).

Напомним, что существуют квалификационные характеристики должностей работников образования. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 года.

В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.

В статье 331 Трудового кодекса РФ дан перечень лиц, которым запрещается заниматься педагогической деятельностью.

Некоторые граждане не могут заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. О чем в данном случае идет речь?

Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.

Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:

– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;

– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.

Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.

Подобная мера наказания также предусмотрена за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).

С этого года в статье 331 Трудового кодекса РФ появились дополнительные ограничения к потенциальным педагогам. Они внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ. Итак, теперь к педагогической работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;

– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.

Не допускаются к педагогической работе и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Напомним, статьей 15 Уголовного кодекса РФ установлено, что в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются в частности на тяжкие и особо тяжкие преступления.

К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Ограничение также установлено в отношении граждан, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такой порядок определен Гражданским кодексом РФ. Так, предусмотрено, что гражданин, который из-за психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ). Над таким гражданином устанавливается опека.

К работе с детьми также не допускаются лица, которые имеют определенные заболевания. Их перечень в настоящее время устанавливает Минздравсоцразвития России. С высокой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время перечень существующих запретов расширится.

Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.

Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2011 г.

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

содержание воспитательной работы с детьми среднего подросткового .

. обществом. Степень разработанности проблемы. Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных . работы с детьми среднего подросткового возраста, имеющими девиантное поведение. Цель: изучить содержание воспитательной работы с детьми среднего . жизни есть такая система образования, которая осуществляла бы непрерывность . чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет .

Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Ограничения на занятие педагогической деятельностью

В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения (ч. 2 ст. 331 ТК РФ).

Первое ограничение– лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Организация деятельности по повышению педагогической культуры .

. тему «Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников» актуальной и своевременной. Объект: повышение педагогической культуры родителей; Предмет: анализ методов организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников; Цель исследования: выделить особенности организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников Задачи .

Второе ограничение– наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за преступления: убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией, оставление в опасности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления (удочерения), кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, коммерческий подкуп, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, пиратство, незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, вовлечение в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятий проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, жестокое обращение с животными, государственная измена, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным Флагом Российской Федерации.

Мотивация профессиональной деятельности

. труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной . стороны руководителей или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в достижении социального престижа . А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237.

Третье ограничение– наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.

Четвертое ограничение– признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Пятое ограничение– наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).

Порядок отпуска из аптек лекарственных препаратов населению и .

. к выписыванию лекарственных препаратов и к оформлению требований-накладных. Фармацевтическая экспертиза требований медицинской организации. Таксировка требований медицинской организации. 31. Рациональное назначение лекарственных средств. Рациональный фармацевтический менеджмент. Формулярная система. Стандартизация .

Периодичность освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей, а также для работы в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем психиатрических противопоказаний.

Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счет средств учредителя. Так, к примеру, в п. 4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), к числу вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса отнесено перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22); работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха (п. 24).

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования).

Примеры похожих учебных работ

Стили педагогической деятельности и их диагностика

. готовится к своей будущей профессиональной деятельности: овладевает системой специальных знаний, умений и навыков. Однако, этого недостаточно для того, чтобы педагогическая деятельность в дальнейшем давала высокие результаты. Необходимо постоянное .

Педагогическая деятельность как творчество

. предположений, догадок, интуиции. Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении – это создание новых педагогических систем, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства. В педагогической деятельности, как в любом .

Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного процесса

. руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ; повышение квалификации (педагогов и своей); организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами; .

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога профессионального .

. особенности содержания модели профессиональной деятельности педагога. В соответствии с целью были сформулированы следующие основные задачи: 1. Раскрыть личность педагога в профессионально - педагогической деятельности; 2. Проанализировать основные .

Психологическая защита в педагогической деятельности

. механизмов педагогической деятельности. Работа состоит из . с нашей профессиональной деятельностью. Знание ведущих механизмов и их работы поможет в . как: локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний .

Конфликты в педагогической деятельности

. ситуаций в педагогической деятельности. База исследования: Волгоградская обл., Котельниковский район, п. Равнинный Муниципальное Казенное Образовательное учреждение Чилековская Сельскообразовательная школа. Структура и объем работы: Работа состоит из .

Могу ли я устроиться на работу воспитателем, имея свидетельство об окончании полного курса педагогического класса, после получения специальности воспитателя детского сада?

Должность «воспитатель» относится к должностям иных педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).

Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Какое образование должны иметь лица, занимающиеся педагогической деятельностью

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

  1. среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
  2. начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  3. среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  4. высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
  5. высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
  6. послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  7. послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  8. послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Требования к квалификации к должностям "воспитатель" и "младший воспитатель"

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - Справочник). Данный Справочник содержит должности «воспитатель (включая старшего)» и «младший воспитатель». В требованиях к квалификации к данным должностям указано, что работники, замещающие данные должности, должны иметь:

  • для воспитателя - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
  • для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
  • для помощника воспитателя - среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

К какому уровню образования приравниваются одногодичные педагогические классы

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 № 6 (далее - Временное положение).

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее - Закон СССР).

В соответствии с Временным положением и Законом СССР образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования, действовавших в СССР. Из этого следует, что образование, полученное в одногодичных педагогических классах, не может быть приравнено ни к одному уровню образования, действующему в настоящее время.

Таким образом, для работы воспитателем в детском саду курса одногодичных педагогических классов недостаточно.


Усова, С. А. Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу / С. А. Усова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68601/ (дата обращения: 27.05.2021).

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, кадровое обеспечение вузов, педагогические работники вузов, образовательный ценз, профессиональное образование, профессиональный стандарт педагога профессионального образования.

Для успешного развития общества необходимо учить и учиться. Образование должно быть качественным, и в этой связи государство посредством издания нормативных правовых актов пытается управлять образованием и контролировать качество предоставления образовательных услуг. Одним из важных составляющих качественного образования является образование самого преподавателя.

Часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации императивно гласит «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования». Образовательный ценз для педагогического работника установлен в п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее- ФЗ «Об образовании»), где указано, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Так что же такое «образовательный ценз»? С. А. Авакьян в своем терминологическом словаре дает такое определение: Образовательный ценз — предоставление избирательного права гражданам данного государства при наличии определенного образования либо образовательного уровня, проверяемого через его способность понимать и толковать конституцию государства [8, с 458]. В словаре по педагогике Коджаспировой Г.М: Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом [7, с 160].

Под образовательным цензом педагогического работника ВУЗа следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

В Трудовом кодексе особенности регулирования труда педагогических работников регулируются главой 52. Педагогические работники — лица которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2015 года, регистрационный N 38993), который предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность доцента, должно иметь: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Так же рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Что касается требований к опыту практической работы, то при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу работы. Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Срок вступления в силу Профессионального стандарта педагога — 1 января 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» предписано завершить переход на профессиональные стандарты не позднее 1 января 2020 года. Это значит, что с 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам. Статьей 195.3 Трудового кодекса РФ так же установлена обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в случаях, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Возникает резонный вопрос: как же установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании и требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом? В данном случае необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

− от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

− от 5 июня 2014 г. N 6322(в части среднего профессионального образования).

Данные документы содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование этих таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнѐнным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Кроме того, пп. 7 п. 1. ст. 48 ФЗ «Об образовании» предусмотрена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, данная норма перекликается с их правом на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, закрепленные пп. 2 п. 5. ст. 47 ФЗ «Об образовании». Всё это согласуется со ст. 196 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Помимо вышеперечисленного одним из специальных требований к педагогическим работникам является наличие у них специальной подготовки (что должно быть подтверждено документом об обучении по соответствующей программе) для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Это обусловлено ст. 79 ФЗ «Об образовании» и ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/1062, ст. 24 которая обязывает Российскую Федерацию обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни; принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей с соответствующей подготовкой, в т. ч. учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, в связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности Профессиональный стандарт педагога предусматривает особые условия допуска к работе. Это: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Данные ограничения приведены и в ч. 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Первое ограничение — лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Данный вид ограничения подробно регламентирован в статье 47 Уголовного кодекса РФ. Статья предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители образовательного учреждения в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Второе ограничение — наличие судимости, уголовного преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Третье ограничение — наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4,5 ст. 15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.

Четвертое ограничение — признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Пятое ограничение — наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально). Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.

Таким образом, государство требует от вузов соблюдения многочисленных требований, как в части образовательного ценза преподавателей, так и в части допуска к работе таких лиц. Всё это, безусловно направлено на повышение качества образования в Российской Федерации. Но, к сожалению, требования Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» нуждаются в основательной доработке т. к. данная норма ограничивает работу педагогов, не имеющих ученую степень, так называемых педагогов-практиков, что в свою очередь может повлечь отток ценных кадров и снижение качества обучения в целом.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Чебокчиновой Н.М., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление следственного органа от 7 апреля 2015 г. не является законным основанием для отстранения Чебокчиновой Н.М. от работы согласно положениям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, а также таких оснований не имелось и в соответствии со ст. 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку истец подвергалась уголовному преследованию за преступление, не предусмотренное абзацами третьим и четвертым части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних установлены частью первой статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации кроме прочего для лиц, имевших судимость за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей этой статьи.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Ф. Лазарев оспаривает конституционность положения части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. По мнению заявителя, данная норма ограничивает его конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и не соответствует статьям 2, 17, 18, 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

77. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

В соответствии со статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Дополнить пункт 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580; 2000, N 12, ст. 1291), абзацем третьим следующего содержания:

Читайте также: